В видеообращении, опубликованном на странице в Facebook, политик объяснил, к чему приводит обострение отношений между Ригой и Москвой.
«Я как человек, который родился и всю жизнь прожил в Вентспилсе — городе, в котором главным источником доходов является порт, — не могу молчать о катастрофической ситуации, которая сложилась в нашей стране в сфере транзита. Стремительное снижение потоков транспортных грузов негативно влияет не только на жителей тех городов, где находятся порты, оно влияет на всех жителей нашей страны», — сказал кандидат в депутаты Сейма от «Согласия» Алексей Медведев.
В качестве доказательства своих слов политик привёл статистические данные: если в 2016 году году железнодорожный и морской транспорт принесли в казну Латвии более 700 миллионов евро, то по итогам 2018 года эта сумма будет значительно меньше. В то же время Россия построила в балтийском регионе несколько новых портов, в частности морской порт в Усть-Луге на побережье Финского залива, через который теперь транспортируют часть грузов, ранее следовавших через страны Балтии.
«То, что происходит, напрямую связано с внешней политикой Латвии. Обострение латвийско-российских отношений буквально уничтожает одну из главных доходных частей государственного бюджета. Нам надо понять, что Европа всё равно получит российские грузы. Россия в любом случае их продаст и доставит. Никто не будет проигравшим. Никто, кроме Латвии, которая из этой схемы уже исключена. Без сомнения, Латвия, будучи страной ЕС и НАТО, фактически находится на лезвии ножа, но всё же нам нужно искать компромиссы. Нужно объяснять Брюсселю, насколько высокую цену мы платим из-за напряжения латвийско-российских отношений», — заявил Медведев.
Старший научный сотрудник Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН Владимир Оленченко объяснил, что, с одной стороны, экономика Латвии традиционно была встроена в экономику России, а с другой — всегда была дотационной. В советские времена прибалтийские республики были одними из главных получателей дотаций, которые выражались в том числе в виде транзита грузов через их территории, однако после вступления в ЕС эти страны стали придерживаться антироссийской риторики, что неизбежно привело к снижению уровня сотрудничества. По словам Оленченко, сейчас страны Балтии ищут способы пополнения собственных бюджетов, и в этот момент начинает работать историческая память, что Россия — это надёжный партнёр.