Такие данные привела директор Всемирного банка по вопросам Украины, Беларуси и Молдовы Сату Кахконен. Она же заявила, что для преодоления бедности и выхода из кризиса нужно всего ничего, а именно — завершить начатые реформы.
Рецепт госпожи директора совершенно точно не дружит с линейной логикой. Если за четыре года реформ миллионы граждан оказались нищими, то каким образом продолжение преобразований в области экономики или даже их триумфальное завершение может помочь от этой нищеты избавиться? Куда больше оснований предположить, что коль скоро реформаторам удастся довести задуманное до конца, то еще несколько миллионов украинцев впадут в полное убожество.
Но, может быть никакой прямой связи между реформированием хозяйства страны и катастрофическим падением уровня жизни нет — оно является следствием непоследовательности в проведении реформ, промедления, нежелания выполнять указания Международного валютного фонда, Брюсселя и Вашингтона в полном объеме?
История учит нас тому, что страны, которые пытались действовать по расписанным для них в МВФ рекомендациям, получали ровно те же самые результаты — повальную бедность, зашкаливающий уровень безработицы и концентрацию основных активов страны в руках ограниченного круга лиц, получавших от властей разнообразные преференции. Кроме того, рынки этих стран оказывались под контролем транснационального капитала, получавшего возможность диктовать на них собственные правила.
Ключевая роль МВФ в подчинении национальных экономик различных стран раскрывается в книге известного американского финансиста Джона Перкинса «Исповедь экономического убийцы»: в ней подробно показано, как в руках транснациональных корпораций фонд стал инструментом «вскрытия» и контроля национальных экономик с помощью кредитов и связанных с ними реформ. В откровениях Перкинса много любопытных деталей, позволяющих понять, как устроен кредитный капкан и что происходит со странами, когда они в него попадают.
Одна из схем — это откачивание средств из населения под предлогом необходимости гасить долги за уже предоставленные займы и обусловленность предоставления каждого следующего транша отсутствием долгов по предыдущим. Именно по этой модели украинскую власть сейчас вынуждают в очередной раз поднять цену на газ для населения, приведя их в соответствие с рыночной стоимостью. И полученные в результате роста стоимости топлива доходы должны будут пойти отнюдь не в украинскую экономику в виде инвестиций. МВФ настаивает на том, чтобы эти средства были направлены на обслуживание кредитов.
Югославия, Мексика, Аргентина, Россия — страны, побывавшие под опекой этой международной организации, столкнулись по ходу реализации реформ и на выходе из них ровно с теми же проблемами, с которыми приходится иметь дело нынешней Украине — повальной бедностью, развалом промышленности, девальвацией национальной валюты, ростом безработицы и властью транснациональных корпораций, которые заявляли о своих неограниченных правах на местные экономики.
Югославии пришлось расплатиться потерей государственности.
МВФ — это не только инструмент разграбления, используемый транснациональным капиталом, это еще и прилагающаяся в нагрузку либеральная рыночная идеология, обожествляющая приватизацию, конкуренцию. Беспредельная вера в руку рынка, которая сама все расставит по своим местам и крайняя степень презрения к социальным обязательствам государства, которые фонд раз за разом требует максимально сократить. При этом стимулирование капитала осуществляется вполне протекционистскими методами — за счет удушения профсоюзов и удушения трудового законодательства, защищающего права трудящихся.
В Грузии, где либертарианские экономические идеи пытались воплотить в полном объеме, власти дошли до того, что посылали полицейские подразделения для подавления забастовок на вполне себе частных предприятиях.
Один из фиктивных элементов создания условий для наибольшего благоприятствования — это формирование так называемых наблюдательных советов при банках, чтобы кредиты распределялись равномерно, а не уходили исключительно к «своим» людям. Всемогущество кредитных денег, спекулятивного капитала — еще один столп либеральной экономической теории. Предположим, что эта замечательная реформа будет осуществлена. Как это поможет среднестатистическому украинцу вырваться из плена нищеты? Кто ему, придавленному неподъемной коммуналкой, еле сводящему концы с концами, а то и не сводящему вовсе, выдаст кредит?
Есть и еще одна священная корова — свободный рынок земли. Западные кураторы настаивают на скорейшем его появлении. Мало того, что последствия такого решения могут оказаться весьма неоднозначны, но они затронут не слишком значительную часть населения, поскольку городские жители по большей части никаких земельных наделов в собственности не имеют.
То, что видно невооруженным глазом, так это продолжающуюся деградацию экономики, прежде всего, ее наукоемких областей, гибель целых хозяйственных направлений, связанных с машиностроением, судостроением, авиацией, производством высокоточных вооружений, фактически всего индустриального комплекса Украины. Колоссальный рост безработицы — в сезон 9 миллионов человек покидают страну, отправляясь на заработки.
Навязанные реформы лишь разгоняют все эти процессы, сообщая им космическую скорость. Так что двадцать пять процентов критически бедных людей — это совсем не предел. Есть очень твердое ощущение, что под руководством Запада Украина на всех парах движется к экономическому краху, который неизбежно будет сопровождаться и распадом государства.