Хотя и непонятно, чем решится кризис вокруг Центризбиркома, есть смысл ответить на возникшие в связи с ним вопросы.
Кого ущемил Порошенко?
С лета 2004-го закон о ЦИК предполагает квотный принцип его формирования, но не слишком четко. Там говорится, что «в представлении президента учитываются предложения депутатских фракций и групп, созданных в текущем созыве Верховной Рады».
То есть не сказано, что фракции должны быть представлены пропорционально их численности. Но уже сложилась традиция, что к такой пропорциональности надо стремиться.
Как известно, президент в феврале подал на 13 вакансий в ЦИК 14 кандидатов. По 1 из них представляют «Самопомощь», РПЛ, «Волю народа», «Возрождение» и «Батькивщину» (в этих фракциях от 19 до 25 депутатов), 3 — «Народный фронт» (81), 6 — БПП (136). Ущемлен «Оппоблок», у которого 43 депутата, но ни одного кандидата. Пропорциональность относительно прочих фракций соблюдена, но при условии, если все их кандидаты станут членами ЦИК.
Хотя закон не говорит о представительстве внефракционных, их интересы нельзя считать неучтенными. Эта часть Рады во многом состоит из крайне правых, а один из двух членов ЦИК избранных в 2014-м и сохраняющих полномочия — представитель «Свободы» Екатерина Махницкая.
Также в 2014-м в ЦИК попал Олег Диденко, представитель «УДАРа», партии, которая официально влилась в БПП. Поэтому нужно считать, что президент подал завышенное число кандидатов от Блока Порошенко. Ведь даже если Рада забаллотирует одного представителя этой партии из нынешнего списка, то все равно БПП получит там 6 мест из 15 (40%), тогда как в его фракции меньше трети депутатов.
Дополнительные подозрения вызывает список кандидатов от партии. Так, Михаил Вербенский был замом Юрия Луценко, когда тот был министром внутренних дел. Ольга Желтова — замглавы секретариата комитета ВР по правовой политике, который возглавляет бывший представитель президента Порошенко в парламенте Руслан Князевич. Светлана Кустова — помощница Порошенко в его бытность депутатом в 2012-2014 годах, а сейчас — помощница его бывшего пресс-секретаря, нардепа от БПП Ирины Фриз. Ольга Лотюк — по информации РБК-Украина, родственница первого зама главы одного из департаментов АП Алексея Горащенкова. Виталий Плукар — завотделом другого департамента АП. А кандидат от группы «Воля народа» Татьяна Слипачук ранее работала в юридической фирме с нынешним замом главы президентской администрации Алексеем Филатовым.
То есть многие из кандидатов в ЦИК аффилированы с АП и окружением Порошенко. Ранее все же не наблюдалось такой откровенной близости провластных представителей ЦИК с главой государства.
К чему ведет монополия в ЦИК?
Когда представление Порошенко появилось, казалось, у главы государства будет не менее надежных людей в Центризбиркоме (кандидаты от БПП, «НФ», и «Воли народа») из 15. Согласно закону большинство в 2/3 от списочного состава ЦИК — это необходимый кворум для заседания комиссии, а также для удаления с него других лиц, полномочных в нем участвовать (т.е представителей кандидатов в президенты). Следовательно, это большинство предохраняет Центризбирком от паралича из-за возможного бойкота меньшинства.
Однако в истории независимой Украины не было срыва заседаний ЦИК из-за бойкота одной из сторон. Значит, важность этого предохранителя преувеличена.
Также Центризбирком не может назначать по своему усмотрению членов избирательных комиссий и не подводит итоги выборов на местах. Да, ЦИК может подводить итоги выборов в округах, если окружная комиссия этого не сделала или не должным образом составила протокол об их результатах. Но на практике эта норма не применялась. В любом случае для фальсификаций нужен контроль над окружными и участковыми комиссиями, который достигается лишь благодаря представительству там технических кандидатов. ЦИК же не имеет права признать голосование недействительным ни в масштабах участка, ни в масштабах округа (в окружном масштабе таких прав нет ни у кого).
И даже после самых скандальных президентских выборов 2004-го не появилось никаких доказательств того, что ЦИК манипулировал данными из округов, в частности благодаря пресловутому «транзитному серверу».
То есть контроль за ЦИК важен, но его значение мифологизируется.
Зачем президент выдвинул 14 кандидатов на 13 мест?
Депутат от «Батькивщины» Сергей Соболев прозрачно намекал что, это сделано, чтобы при голосовании отсеять представителя этой партии. Но в январе в первом варианте президентского списка все равно было 14 человек без кандидата от партии Тимошенко. В любом случае проблема надуманна, ибо законодательство требует голосования по каждой кандидатуре в отдельности, независимо от числа людей в списке. А значит забаллотировать можно любое число кандидатов.
Как выйти из кризиса?
Самый простой выход предполагает четыре шага. Первый — Рада и президент договариваются о квотах в составе ЦИК с учетом интересов всех фракций. Второй — парламент прекращает полномочия старых членов ЦИК и избирает часть людей из президентского списка, но не менее 8, так как Центризбирком будет полномочен при наличии минимум 10 человек. Третий — президент вносит новых кандидатов (в том числе обязательно от «Оппоблока») в соответствии с числом оставшихся вакансий. Четвертый — кандидаты проходят спецпроверку и Рада их утверждает.
Такая схема не предполагает ничего нового.
В марте 2004-го, когда закон еще не предполагал партийных квот в ЦИК, президент Леонид Кучма внес 12 кандидатов на 12 вакансий. 10 из них Рада утвердила подавляющим большинством, а 2 так же дружно провалила. Ходили слухи о договоренности, что за правильное голосование по большинству членов комиссии, президент внесет представление на двух кандидатов от оппозиции. И вскоре Кучма внес кандидатуры Андрея Магеры от «Нашей Украина» и Александра Чупахина от СПУ, которые работают в ЦИК до сих пор.
Но раз такое простое решение пока не смогли повторить, значит, украинская политика заметно деградировала за полтора десятилетия.
Впрочем, независимо от того, как решится кризис вокруг Центризбиркома, демарш «Народного фронта» показал, что президент в любом случае не будет иметь там квалифицированное большинство. Неясно даже, будет ли он иметь там простое большинство. Ведь дискуссия в Раде показывает, что в этом вопросе Порошенко не может твердо рассчитывать на кого-либо, помимо своих однопартийцев.