5 июля произошло знаковое событие в послемайданной истории Украины. Важнейшая в преддверии выборов 2019 года инициатива, продвигаемая президентом, — голосование по составу Центральной избирательной комиссии (ЦИК) — провалилась из-за недостаточного числа голосов. Не хватило их из-за отсутствия поддержки фракции «Народного фронта». Более того, «фронтовики» затем сумели собрать необходимое большинство голосов для принятия другого, пусть и малозначимого закона, хотя нардепы от Блока Петра Порошенко (БПП) демонстративно покинули зал голосования.
«Фракция приняла решение, что до момента, пока не будет решен вопрос с обновлением состава ЦИК, БПП сегодня не принимает участия в заседании Верховной Рады. Мы считаем, что Верховная Рада не имеет никакого морального права рассматривать любые другие вопросы, пока не будет обновлен ЦИК», — заявил депутат Алексей Гончаренко. Но вместо «показательного урока» Верховной Раде произошло нечто обратное.
В отсутствие президентской фракции, «Народный фронт» сумел привлечь голоса внефракционных депутатов, представителей «Оппозиционного блока», «Радикальной партии» Олега Ляшко, «Возрождения», «Сапомомощи», «Воли народа» и «Батькивщины», которых хватило, чтобы собрать за законопроект № 6158 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения официального опубликования законов Украины и других нормативно-правовых актов» даже больше минимально необходимых 226 голосов.
«Когда мы увидели на табло, что высветилось 240 голосов, мы себя начали называть коалицией «БПП» — коалицией «Без Петра Порошенко», — со смехом заявил изданию «Стране» один из народных депутатов. — Еще одна наша коллега предложила нас называть «БПП» — «Без Петра Пройдем». Сколько бы Порошенко не пытался шантажировать парламент, в этот раз он перегнул палку».
В ответ, как сообщают источники «Страны», в БПП готовы объявить 12 июля о развале правящей коалиции, что означает досрочные выборы Верховной Рады.
Для понимания ситуации стоит вкратце пояснить, как вообще возникла правящая коалиции в нынешнем составе Верховной Рады. А возникла она безо всякого желания на то со стороны Петра Порошенко.
После того, как 25 мая 2014 года он победил (набрав 54,7%) в первом туре досрочных президентских выборов, была сделана ставка на аналогичные результаты на досрочных выборах в парламент. Тем более, опросы подтверждали возможность этого: на сентябрь 2014-го они давали президентскому блоку, который возглавил Виталий Кличко, 40% голосов, что при суммировании с мажоритарщиками (благодаря админресурсу на местах) давало уверенное большинство в Верховной Раде. Тем более, что ближайшие конкуренты в лице партий Яценюка и Тимошенко на тот момент едва дотягивали до 10% каждая.
Ближе к выборам результаты БПП стали снижаться (а «Народного фронта» — расти), но тем не менее на начало октября президентская партия могла рассчитывать на 33,5% по партийным спискам против 12% у ближайшего конкурента. На этом фоне результаты голосования 26 октября оказались ошеломляющими, так как «Народный фронт» в результате мощной кампании занял первое место с 22,14% против 21,82% у БПП. Большинства президентская партия не получила и вынуждена была создать коалицию с «Народным фронтом», впрочем, даже вместе с ним немного не добирая до минимальных 226 голосов. Поэтому первоначально в правящую коалицию под названием «Европейская Украина» были приглашены «Радикальная партия», «Сапомопощь» и «Батькивщина».
К началу 2016 года эта коалиция развалилась, в ней остались лишь БПП и «Народный фронт», который вскоре утерял пост премьер-министра и на фоне падения собственных рейтингов до 1% не был заинтересован в перевыборах. Оставшиеся необходимые голоса обычно докупались «пакетом» у Ляшко или за счет сговорчивых мажоритарщиков.
Сейчас же ситуация перевернулась на 180 градусов, когда «Европейская Украина» оказалась по сути воссоздана («Народный фронт» как инициатор, «Радикальная партия» Олега Ляшко, «Самопомощь», «Батькивщина») — только уже без БПП, зато с добавкой «Оппозиционного блока» и близкого к нему по электоральной нише «Возрождения». Если учесть, что пост председателя Верховной Рады занимает один из лидеров «фронтовиков» Андрей Парубий, то парламент действительно может эффективно работать и принимать законы без президентской партии, оставив ее в качестве бессильной оппозиции.
«Парламент показал, что он дееспособный без Петра Порошенко. Порошенко начал терять власть над этим созывом», — отметил по этому поводу директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. Еще более категоричен в оценке последствий этого для президента директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев: «Когда президент ослабевает, власть в свои руки берет парламент. Хочет или не хочет этого Порошенко, но мы движемся к парламентской республике».
К тому же, многие люди и в самой в президентской фракции готовы взбунтоваться, чтобы не оставаться выброшенным на обочину процесса. «Человек 40 внутри фракции не хотят выходить из коалиции, и рассматривали вариант, если петины люди выйдут, то они остаются и добирают коалицию», — заявил 8 июля «Стране» один из членов фракции БПП.
Отдельно стоит упомянуть, что часть фракции БПП по-прежнему реально контролирует Виталий Кличко (кооптировавший в партию в 2014 году свой «УДАР»), вынужденно (под давлением Запада) смиривший на предыдущих выборах свои президентские амбиции. Но на этот раз он может захотеть их все-таки реализовать, а его популярность не так уж мала. И контролируемая им часть фракции БПП (около 35 депутатов) 5 июля осталась в зале и демонстративно голосовала в составе неформальной коалиции «Без Петра Порошенко».
Для Порошенко такой «бунт на корабле» может стать кошмаром, дав обществу реальную альтернативу власти, причем с определенными отсылками к противостоянию Верховной Рады с президентом во время Евромайдана (которое известно, чем завершилось). Тем более, что позиции его оппонентов посильнее, чем у противников Януковича, так как «фронтовики» имеют ощутимое влияние на силовые ведомства через главу Совета национальной безопасности и обороны Украины Александра Турчинова, близкого к нему главу комитета по вопросам обороны и национальной безопасности Верховной Рады Сергея Пашинского и министра внутренних дел Арсена Авакова.
К тому же Турчинов и Аваков последнее время заметно «дрейфуют» в сторону Юлии Тимошенко, в партии которой состояли еще в начале 2010-х годов и которая выглядит очевидным победителем на президентских выборах в марте 2019 года. С ней же сейчас самостоятельно заключил «пакт о ненападении» Олег Ляшко.
С другой стороны, не секрет, что в Администрации президента давно рассматривают вариант с досрочными выборами. И, чтобы успеть с ними на осень, назначать их надо как раз не позже конца июля. В этой связи демонстративный демарш 5 июля и заявления о готовности разорвать коалицию с «Народным фронтом» вполне ложатся в эту логику.
Дело в том, что если Порошенко проиграет выборы президента — а по любым опросам выходит именно так — то он потеряет возможность контролировать выборы в Верховную Раду следующего созыва (а наличие там многочисленной фракции позволит сохранить и влияние на политику, и защитить бизнес-активы, и безопасность его и его ближайшего окружения). Если же их провести досрочно, рычаги остаются, и немалые.
Да, опросы показывают невысокие рейтинги БПП, однако президентская партия все же держится в топе поддержки политических партий, незначительно уступая «Батькивщине». Кроме того, админресурс и щедрые финансовые вливания могут провести в Верховную Раду десятки мажоритарщиков, как уже было в 2014 году (президентская фракция изначально больше чем наполовину состояла из них, в отличие от фракции «Народного фронта», укомплектованной практически целиком по партийным спискам).
Более того, досрочные выборы могли бы в целом развернуть ситуацию, усилив Порошенко в случае приобретения в парламенте послушного большинства или хотя бы моральной победы на выборах в Верховную Раду в глазах общества. «Проведение досрочных парламентских полностью бы поменяло повестку дня в стране. Поменяв — позволило б президенту выступить на первых ролях. Укрепившись в Раде, можно уже и на президентские идти», — цитирует главред издания «Левый берег» Соня Кошкина одного из сторонников такой инициативы в окружении президента.
Целая серия резонансных нападений, произведенных праворадикалами 6 июля в Киеве, может расцениваться в контексте нагнетания в обществе ощущения повсеместной угрозы. На этом фоне часть избирателей может «шатнуться» к нелюбимому ими президенту как гаранту стабильности на фоне всеобщего кризиса. В пользу этой версии говорит то, что «правила бал» в нападениях 6 июля С14, известная своими связями с подконтрольной президенту Службой безопасности Украины, — а не, например, близкий к Авакову «Национальный корпус».
«Хватит завоевывать сердца, давай их раздавим… Мы и есть террор», — как говорила в подобном случае Клэр Андервуд в «Карточном домике».