Торжественно презентованный «Новый курс» Юлии Тимошенко, предлагающий стране радикально новое устройство, ее соратники расценивают весьма реалистично. Один из участников ее встречи с партийным активом «Батькивщины», прошедшей несколько месяцев назад в киевской штаб-квартире партии, сообщил интернет-изданию The Insider, что, хотя опросы раз за разом показывают огромный отрыв их лидера от всех конкурентов в президентских рейтингах, Тимошенко это не обнадеживает.
«Не уверена, что выиграю. Я проиграла уже дважды. Так что не расслабляемся и работаем дальше», — заявила на этой встрече Юлия Тимошенко.
Последствиями этого стало появление 13 апреля страницы Тимошенко в Facebook (ранее руководительница «Батькивщина» отсутствовала в этой соцсети, давшей в свое время старт Евромайдану), приглашение известных американских политтехнологов, работавших ранее в кампании Дональда Трампа, и разработка «Нового курса».
«Она понимает, что свое ядро — около 15%, не потеряет. И теперь работает c теми, кто может не любить ее лично, но кому импонируют эти идеи. Это взято из стратегии Трампа», — объяснил The Insider источник в «Батькивщине».
Что представляет собой сейчас избиратель Тимошенко? Обратимся к тем же соцопросам.
По данным опроса, проведенного 5 — 17 апреля Киевским международным институтом социологии (КМИС), поддержка Тимошенко велика, прежде всего, среди женщин (9,7% от всех опрошенных, или 66,1% от числа всех сторонников кандидата), людей старше 60 лет (11,3%, или 38,2% от сторонников кандидата) и пенсионеров (11,2%, или 43,4% от сторонников кандидата). Она доминирует среди жителей городов с населением от 20 до 99 тысяч человек (12,3%), сел (9,9%), городов и поселков с населением до 20 тысяч человек (9,2%), с неполным средним образованием и даже ниже (12,1%), характеризующих свой уровень достатка не просто как низкий, а «очень низкий» (9,7%).
Это самая социально незащищенная часть населения, которой на душу ложатся как придуманный политтехнологами облик Тимошенко «а-ля сельская учительница», и ее гневные заявления по поводу экономической политики государства. Но «электората аутсайдеров» все же недостаточно для победы. Тем более, как показал соцопрос КМИС, электораты Тимошенко и Ляшко очень похожи (соответственно, 41,8% и 51,5% от числа всех их сторонников проживают на селе) и в связи с этим показывают тенденции к «взаимопереливанию»: 13,6% избирателей Тимошенко могли бы проголосовать за лидера Радикальной партии, а 18,8% избирателей Ляшко — за лидера «Батькивщины».
При достаточно агрессивной кампании Ляшко, который и так значится в топе кандидатов в президенты, мог бы очень сильно «откусить» голоса у Тимошенко (как, впрочем, и наоборот). Видимо, на этой почве два политика и заключили в последнее время своеобразный «пакт о взаимном ненападении».
Но, как видим, для борьбы за пост главы государства — и в том числе моральной победы, предполагающей победу в крупных городах — Тимошенко необходимо работать над привлечением к себе нового электората. Среди ее избирателей лишь 13,9% составляют люди в возрасте 18 — 29 лет, тогда как у Владимира Зеленского — 50,2%, а у Святослава Вакарчука — 34,9%, даже среди избирателей Петра Порошенко таких 16,0%. Хуже, чем у Тимошенко, ситуация только у Ляшко и (гораздо заметнее) Анатолия Гриценко и выходцев из «Оппозиционного блока» Юрия Бойко и Вадима Рабиновича.
Отсюда и Facebook, и заявления Тимошенко в «Новом курсе» про «всеобщее обсуждение всего и безлидерное руководство», «современные технологии» и прочий блокчейн в управлении страной в случае ее победы на выборах. Все это, по задумке политтехнологов, должно привлечь к ней перед выборами симпатии молодых образованных горожан, потенциальных избирателей Вакарчука и Зеленского.
Впрочем, одних лишь деклараций для этого мало, как и веры в «карго-культ» в виде тысяч подписчиков в Facebook (которых, как отметил собеседник The Insider, начали нагонять за счет покупки ботов и рекламы) и позирования с современными гаджетами.