Курортный город Ла Мальбе в канадском Квебеке на несколько дней стал центром мировой политики. Лидеры США, Канады, Великобритании, Германии, Франции, Италии и Японии собрались на саммит G7, чтобы обсудить двусторонние отношения, в которых за последнее время возникло множество разногласий, и ситуацию на международной арене.
Без России никуда
Одно из самых громких заявлений прозвучало ещё до начала мероприятия.
«Россия должна быть на этой встрече. Почему мы проводим встречу без участия в ней России? Я бы рекомендовал (вернуть её — ред.). Решать им, но Россия должна быть на встрече, быть участником. Нравится вам или нет — и это, может быть, политически некорректно говорить, — но нам надо управлять миром. И есть G7, которая была раньше G8, выгнала Россию, она должна вернуть Россию, поскольку Россия нужна нам за столом переговоров», — заявил президент США Дональд Трамп журналистам накануне отлёта в Канаду.
Несмотря на давление со стороны американского политического истеблишмента, продолжающееся расследование Конгресса и спецпрокурора Роберта Мюллера о мифическом «российском следе» в избирательной кампании 2016 года, хозяин Белого дома не отказывается от намерения восстановить российско-американские отношения, испорченные его предшественником Бараком Обамой, и время от времени напоминает об этом. Риторику Трампа незамедлительно подхватил пришедший к власти всего неделю назад премьер-министр Италии Джузеппе Конте. В своём микроблоге Twitter он написал, что полностью поддерживает предложение американского президента, а возвращение России в G8 в интересах каждого. В программе нового правительства Италии наравне с решением внутригосударственных вопросов, в частности, введения единой налоговой ставки и отказа от повышения пенсионного возраста, значится отмена антироссийских санкций.
Однако остальные партнёры по «семёрке» не разделяют позицию Трампа, который прославился умением ломать устои мировой политики. Как сообщили информационному агентству France-Presse советники президента Франции Эммануэля Макрона, накануне открытия саммита G7 лидер Пятой республики, канцлер ФРГ Ангела Меркель, премьер-министр Великобритании Тереза Мэй и Джузеппе Конте провели встречу, на которой согласовали свои позиции по вопросу возрождения G8. По имеющейся информации, политики сошлись во мнении, что европейские государства выступают против возвращения Москвы в объединение, но допускают возможность установить с ней диалог. Оговорка сделана в качестве уступки итальянскому премьер-министру.
«Как я понимаю, за внешнюю политику Италии отвечает «Движение «Пять звёзд», которое прохладнее относится к России, чем «Лига», но всё же лучше Демократической партии. Италия занимает сейчас интересную позицию: лоббируя отмену санкций, она как председатель ОБСЕ может говорить, что от них нужно отказаться, потому что Украина сама нарушает те или иные договорённости. Такая возможность есть, но она абстрактна, пока я не вижу с итальянской стороны намерение воспользоваться этой позицией. Это технологический ход со стороны итальянского правительства: оно ищет более удобную зацепку, при которой другие государства выразили бы солидарность с ним, но, мне кажется, что это слабая зацепка», — заявил в интервью изданию Ukraina.ru эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Алексей Попов.
«Мы все здесь согласились с тем, что возвращение России к формату саммитов G7 не может произойти до тех пор, пока не будет достигнут существенный прогресс в отношении проблем с Украиной. Это была общая точка зрения», — заявила позже Ангела Меркель.
Ожидать миролюбимого отношения Терезы Мэй к Москве было бы, по меньшей мере, наивно. Более того, как ранее сообщило британское издание The Guardian, премьер-министр Соединённого королевства может использовать площадку саммита для укрепления антироссийского союза на фоне отравления бывшего шпиона Сергея Скрипаля и его дочери в Солсбери. По словам официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, в таком случае Лондон просто признаётся в том, чем он занимается.
Пока страны G7 спорят о целесообразности перехода к G8 и выдвигают условия для возвращения России в свой «элитарный клуб», пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков ответил: «Мы делаем акцент на других форматах».
Параллельно с саммитом «Большой семёрки» в Китае проходит саммит Шанхайской организации сотрудничества, в состав которой входят Россия, КНР, Индия, Пакистан, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан. Таким образом, она объединяет 25% мирового ВВП и более 3 млрд человек. Именно Пекин российский лидер Владимир Путин выбрал для первого государственного визита после переизбрания, тем самым подчёркивая высокий уровень двусторонних отношений.
Хотя Москва не принимает участия во встречах «бывшей восьмёрки» с 2014 года, но ни одна из них не обходится без обсуждения России. Таким образом, она незримо присутствует на всех саммитах G7.
Пошлины раздора
Безусловно, собравшиеся в Квебеке политики не могли оставить в стороне самый болезненный вопрос — американские пошлины на сталь и алюминий, произведённые Канадой, Мексикой и государствами Европейского союза. По итогам прошлого года именно на них пришлось около 50% импорта по обеим категориям.
Брюссель, Оттава и Мехико решительно настроены противостоять Вашингтону в объявленной им торговой войне. Правительство Канады незамедлительно обратилось в ВТО для консультаций из-за того, что США ненадлежащим образом использовали предлог о защите национальной безопасности в протекционистских целях. Кроме того, они планируют ввести с 1 июля пошлины в размере 25% на металлопродукцию, 10% — на виски, йогурты, кленовый сироп, конфеты, апельсиновый сок, кофе, моющие средства, туалетную бумагу, фольгу, игральные карты и спальные мешки американского производства. Глава МИД Канады Христя Фриланд объяснила, что дополнительные ограничительные меры должны выравнять предполагаемый ущерб от действий американцев, который Оттава оценивает в 16,6 млрд канадских долларов, или $12,8 млрд.
Руководство ЕС опровергает наличие торговой войны с США, но при этом также обратилось в ВТО для урегулирования ситуации и сокращения ущерба европейских производителей, которые и так пострадали от антироссийских санкций. Еврокомиссар по торговле Сесилия Мальмстрём предупредила, что после введения пошлин сотрудничество в энергетической отрасли и дальнейшие переговоры о трансатлантической зоне свободной торговли теперь невозможны. Евросоюз готов нанести ассиметричный удар и готов постепенно ввести пошлины в размере от 10% до 50%, в частности на арахисовое масло, апельсиновый сок, бурбон, джинсы Levi's и мотоциклы Harley-Davidson.
По данным агентства Reuters, на саммите все стороны представили друг другу свои расчёты относительно ущерба из-за пошлин. Трамп обсудил этот вопрос с премьер-министром Канады Джастином Трюдо и сообщил прессе о результатах переговоров: «Мы работаем над устранением торговых пошлин, чтобы торговля была выгодной для обеих стран. Джастин согласился отменить все пошлины и все торговые барьеры между Канадой и Соединёнными Штатами, я очень счастлив в связи с этим. На самом деле, мы над этим работаем, а наши отношения отличные».
Конечно, говорить о компромиссе ещё очень рано, чего стоят только пошлины Оттавы на молочную продукцию, которые, мягко говоря, не радуют американского президента.
Украину не пригласили
Кроме традиционных участников саммита в лице глав стран G7, Трюдо пригласил приехать на мероприятие генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, руководителей МВФ, Всемирного банка и Организации экономического сотрудничества и развития, а также лидеров Норвегии, Аргентины, Ямайки, Республики Сейшельские Острова, Гаити, Республики Маршалловы Острова, Вьетнама, Бангладеш, ЮАР, Кении, Руанды и Сенегала. А вот Украины, которой западные страны традиционного выражают свою всестороннюю поддержку в «восстановлении территориальной целостности», в этом списке нет.
Один из комментаторов канадского телеканала BBC объяснил этот факт разочарованием руководства страны, которое выделило Киеву в качестве материальной помощи несколько миллионов долларов, но в итоге столкнулось «с безудержной коррупцией правящей элиты этой восточноевропейской страны».
«Приглашение на такие саммиты носит тематический региональный характер. Я бы не делал из этого далеко идущих выводов. Заявление Меркель о том, что Россия не вернётся в «восьмёрку», пока не будет урегулирован украинский вопрос, значит, для Германии, которая выступала от имени всего ЕС, это остаётся одной из важных проблем. Какой смысл Европе менять свою позицию по Украине? Ведь власть была свержена не потому, что этого хотели США, а потому что этого хотел и Евросоюз. Никакие американцы в июне 2014 года не тянули депутатов Европарламента за язык, когда они принимали резолюцию, в которой поддерживали наступление украинской армии», — сказал Попов.
Главная интрига заключается в том, подпишут ли лидеры G7 итоговое коммюнике, в котором традиционно закреплена общая позиция по темам, которые обсуждались на саммите. Меркель не исключила, что впервые встреча может завершиться без этого документа, поскольку между странами есть много разногласий, а подписывать коммюнике лишь исходя из формальности нет смысла.
Иной позиции придерживается Макрон: «Американский президент, возможно, не против изоляции, но и мы не против подписать соглашение между шестью странами, потому что эти шесть стран представляют ценности, экономический рынок, который сложился исторически и теперь представляет настоящую международную силу».
К слову, Трамп, который не теряет надежды на принятие коммюнике, вынужден покинуть саммит раньше времени, поскольку на 12 июня в запланировано историческое событие — первая встреча лидеров США и Северной Кореи. Дональд Трамп и Ким Чен ЫН обсудят денуклеаризацию Корейского полуострова и, возможно, даже подпишут мирный договор, поскольку с юридической точки зрения Вашингтон и Пхеньян до сих пор находятся в состоянии войны. Партнёры по G7 хоть и не на шутку рассержены на американского президента за возведение торговых барьеров по обе стороны Атлантики, но всё же пожелали ему удачи на предстоящей встрече в Сингапуре.