Об этом сообщает издание «Коммерсант».
Коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко направил предложения зампреду правления «Газпрома» Александру Медведеву на майских праздниках, сообщили источники издания.
«Нафтогаз» предложил два варианта. Первый — самостоятельное бронирование «Газпромом» или его клиентами мощностей газотранспортной системы (ГТС) Украины. В этих случаях применимым правом для контракта будет украинское, которое, как настаивает Киев, гармонизировано с энергетическим законодательством ЕС.
Другой вариант — продажа сырья «Нафтогазу» на восточной границе Украины с обратной покупкой этого объема на западной. В этом случае плата за транзит будет оформлена как маржа между сделками, и «Нафтогаз» готов на контракт по другому праву. В том числе по шведскому, как сейчас в транзитном контракте.
Кроме того, «Нафтогаз» настаивает на повышении тарифов в 2018-2019 годах (то есть в рамках действующего контракта), считая их заниженными.
Компания 13 марта направила «Газпрому» уведомление о пересмотре тарифов, и если стороны не договорятся, собирается идти в арбитраж.
После 2019 года «Нафтогаз» считает приемлемой тарифную выручку в $2,7 млрд в год без топливной составляющей (рост ставки на 3% при прочих равных), но при условии транзита 110 млрд кубометров в год.
Газпром этот сценарий не устраивает.
По словам источников «Ъ», если «Газпром» настаивает на снижении тарифов или откажется гарантировать загрузку ГТС в 110 млрд кубометров, «Нафтогаз» хочет потребовать в арбитраже компенсации обесценения ГТС из-за неполной окупаемости инвестиций. Размер обесценения при тарифе в $1 и транзите до 13 млрд кубометров «Нафтогаз» оценивает в $11 млрд.
В «Газпроме» считают такой подход Киева «шантажом», поясняя, что поэтому российская компания и расторгает текущий транзитный контракт в Стокгольмском арбитраже:
«Сейчас ранняя стадия, переговоры толком не начались, и обе стороны, естественно, будут просить себе луну с неба»,— говорит собеседник «Ъ» в отрасли. Он полагает, что «Нафтогаз» хочет максимально монетизировать позитивное для него решение Стокгольма по транзиту и пытается сыграть на страхе «Газпрома» перед новыми арбитражами. «Украина дает понять, что ей терять нечего, в отличие от «Газпрома», которому нужно снабжать потребителей и после 2019 года», — заключил источник «Ъ».