Кабинет Министров единогласно и без обсуждения одобрило денонсацию программы экономического сотрудничества, подписанную 7 мая 2011 года Владимиром Путиным, возглавлявшим тогда российское правительство, и его украинским коллегой Николаем Азаровым.
«Прекращение действия программы является частью комплекса мер правительства Украины, направленных на противодействие агрессивной политике РФ в общеполитическом контексте и в торгово-экономической сфере в частности. Действия, которые на протяжении последних нескольких лет РФ систематически предпринимает в отношении Украины, прямо противоречат заявленным в программе целям развития сотрудничества между странами», — говорится в пояснительной записке правительства Украины.
Документ предусматривает реализацию совместных проектов в экономической, энергетической, авиационной, космической, судостроительной, агропромышленной, транспортной и курортно-рекреационной сферах. Кроме того, стороны выразили заинтересованность в совершенствовании режима свободной торговли, защите прав инвесторов, формировании интегрированной системы платёжно-расчетных операций и обеспечении свободного передвижения граждан.
В частности Москва и Киев планировали интегрировать свои авиационные комплексы для максимально полного использования научно-технического, производственного, технологического и инновационного потенциала обоих государств, в том числе на базе совместного предприятия «ОАК-Антонов» и других совместных предприятий в авиа- и двигателестроении. В пункте «Углеводородная энергетика» прописана возможность совместной разработки и освоения технологий разведки и добычи газа из нетрадиционных источников, включая газоносные сланцы и песчаники, а также совместного освоения и эксплуатации углеводородных месторождений структуры Палласа на черноморском шельфе Российской Федерации и Украины.
«Одним из основных направлений развития экономик Российской Федерации и Украины является активизация взаимодействия в сфере военно-технического сотрудничества. Для этого выполняется создание совместных предприятий и стратегических корпоративных объединений (транснациональных корпораций) для выполнения работ по созданию новых образцов продукции военного, двойного и специального назначения, а также осуществления ремонта и модернизации существующих», — говорится в тексте документа.
В действительности кооперация в оборонной сфере осталась далеко в прошлом, что закреплено Киевом на законодательном уровне: в 2014 году украинская сторона прекратила экспортировать в Россию товары военного и двойного назначения, ссылаясь на «аннексию Крыма», в 2015 году расторгнуты межправительственные соглашения в сфере военно-технического сотрудничества и о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонной промышленности, в 2017 году — межправительственные соглашения о взаимодействии при экспорте военной продукции в третьи страны, а также о сохранении специализации предприятий и организаций, участвующих в производстве продукции военного назначения.
—
В то же время по итогам 2017 года Россия стала крупнейшим внешнеторговым партнёром Украины, на её долю пришлось 12% внешнеторгового оборота. Кроме того, по объёму накопленных прямых инвестиций в Украину Россия обошла США, одного из ключевых соратников Киева, в восемь раз.
«Торгово-экономическое сотрудничество с РФ, российские инвестиции остаются важнейшим фактором роста отечественной экономики. Сегодня есть только один путь выхода из тяжелейшего экономического кризиса — восстановление сотрудничества с Россией. Можно говорить об ошибочности западного вектора внешнеэкономической интеграции», — заявил лидер общественного движения «Украинский выбор — право народа» Виктор Медведчук.
В интервью изданию UKraina.ru эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Алексей Попов рассказал о ситуации в экономическом сотрудничестве двух стран и последствиях разрыва документа 2011 года.
— Чем грозит денонсация программы экономического сотрудничества для России и Украины?
— Это символический акт, который показывает, что Украина совершает шаги по разрыву отношений с Россией и что это всё возможно, потому что не несёт никаких негативных последствий. Программа экономического сотрудничества — это декларативный документ. Его разрыв не принесёт никаких прямых последствий, если только Россия специально этого не захочет и не воспользуется этим моментом.
Все главные экономические отношения между странами урегулированы отношениями хозяйствующих субъектов, будь то проблемы газового транзита или поставки ТВЭЛов на украинские атомные электростанции. В этой программе нет никаких норм прямого действия — только пожелания о том, что надо развивать.
— Возможно ли сотрудничество в экономической сфере без программы?
— Доказательством того, что наличие или отсутствие такого документа ничего не даёт, является ситуация 2008-2010 годов. Первая программа экономического сотрудничества была подписана в 1997 году на 10 лет сразу после заключения Большого договора о дружбе. В конце 2007 года её срок действия истёк, а новая программа не создавалась ни за годы премьерства Тимошенко, ни во время премьерства Януковича, может, потому что Россия не знала, насколько стабильной будет украинская власть. Главное, что три года экономические отношения между двумя странами имели место в отсутствие этой программы. Были и позитивные моменты, и сложности, но все эти проблемы совершенно не связывались с отсутствием подобной программы.
Я не помню, чтобы кто-то из российских руководителей публично обвинял Киев, что он не стремится создать новую долгосрочную программу.
Программа экономического сотрудничества — это просто протокол о намерениях. На самом деле подобные проекты можно развивать при наличии доброй воли и заинтересованности и отсутствии такой программы.
— Какие сферы имеют ключевое значение для Украины в контексте сотрудничества с Россией?
— Украина получает из России антрацит, имеет доход от транзита российского газа. Кроме того, Россия остаётся рынком сбыта для большого сегмента машиностроительной продукции и поставляет большую часть ядерного топлива для Украины.
—
— Чем обусловлен рост экспорта украинских товаров в Россию на 9,6%, а импорта — на 40% по итогам прошлого года?
— В 2017 году был бурный рост экспорта в основном был в первом квартале, а в конце года был ниже, чем за аналогичный период 2016-го, а импорт рос всё время, как я понимаю, за счёт антрацита, который Киев перестал получать с неподконтрольных территорий.
Это всё достигается за счёт контактов хозяйствующих субъектов, а не на уровне государственных решений, хотя ряд этих субъектов являются государственными предприятиями, например «Энергоатом».
— Иными словами, отказ властей от программы экономического сотрудничества никак не повлияет взаимодействие на уровне предприятий?
— В случаях, где Киев считает, что без сотрудничества можно обойтись или видит какие-то имиджевые риски, сотрудничество могут прекратить на уровне хозяйствующих субъектов, но там, где есть явная заинтересованность, те же «Энергоатом» и транзит газа, контакты прекращаться не будут.
— Что Киев хочет сказать, разрывая программу экономического сотрудничества?
— Киев хочет показать, что конфликт с Россией имеет позитивную для него динамику, когда сегодня ты делаешь то, что не мог делать вчера и это всё получается. Этот жест схож с препятствованием российским гражданам проголосовать за президента, ведь во время выборов депутатов Государственной Думы в 2016 году была такая же проблема выборов на территории Крыма, был шум, но в последний момент украинские власти не решились официально не пускать россиян. В этот раз они это осуществили, значит, в 2018 году Украина может делать то, чего не могла в 2016-м. Значит, конфликт развивается в пользу Киева — вот такая логика.
— Если разрыв программы экономического сотрудничества не влечёт никаких серьёзных последствий, то можно говорить о её бесполезности?
— Я не думаю, что она так уж полезна. Это был системный протокол о намерениях, но реализовывать их можно было и без программы. Это может быть указанием в первую очередь государственным субъектам хозяйствования. В 2010 году отношения между Россией и Украиной в первый год президентства Януковича развивались достаточно динамично, в том числе экономически, и без программы.
Какие шаги в дальнейшем может ещё предпринять Украина, например денонсировать большой договор о дружбе?
Приближается момент, когда договор или продлевается автоматически, или одна из сторон должна уведомить о нежелании продлить его действие. Можно просто уведомить, что договор не продлевается, тогда он будет разорван, либо можно громко пройти процедуру денонсации, но результат будет тот же.