В начале марта Президент США Дональд Трамп ввел антидемпинговую пошлину в 25% на импорт стали и металлопродукции из всех стран, кроме входящих в NAFTA Мексики, Канады, а также Австралии.
В своем заявлении Белый дом мотивировал введение этой пошлины заботой о национальной безопасности США, так как ранее американское министерство торговли предоставило Трампу отчет, в котором говорилось, что существенный импорт стали грозит ухудшением обороноспособности страны.
В свою очередь замминистра экономики, торговый представитель Украины Наталия Микольская сообщила, что украинское правительство будет применять все меры для того, чтобы продукция украинских металлургов была исключена из-под действия этой пошлины.
О том, какие риски эта пошлина принесет украинским металлургам, а также о мерах принимаемых профильной ассоциацией и правительством для минимизации вреда от этой пошлины для отечественных производителей агентству «Украинские новости» рассказал президент ассоциации «Укрметаллургпром» Александр Каленков.
В начале месяца США ввело пошлины в размере 25% в отношении импорта стали, в том числе и из Украины. Скажите, много ли продукции поставляли в США украинские металлурги и как им заместить рынок сбыта в США?
В прошлом году мы поставили в США порядка 1,3 млн тонн чугуна и порядка 200 тыс. тонн проката. Проката мы туда поставили не очень много — это примерно 1,3% от всего экспорта украинской металлопродукции. Но с другой стороны это перспективный рынок, наш экспорт там мог расти. Поэтому для нас это очень плохая новость. Основной негатив — это не только закрытие американского рынка, но и то как другие рынки, на которые мы поставляем продукцию, могут отреагировать на решение США. Например, примерно 46% всего нашего экспорта мы поставляем на рынки ЕС и Турции. Эти же страны Евросоюза и Турция поставляют довольно значительный объем продукции в США. Если сейчас они подпадут под действие этой пошлины, они будут искать альтернативные пути сбыта своей продукции. Либо же они будут размещать свою продукцию на внутреннем рынке, тогда они будут прибегать к различным компенсаторным механизмам и защищать свои рынки. Либо же поставлять свою продукцию на наши традиционные рынки, в Северную Африку, на Ближний и Дальний Восток.
Как украинские металлурги могут минимизировать эти риски?
У нас было уже две встречи с первым вице-премьером, министром экономического развития и торговли Степаном Кубивым и с заместителем министра экономического развития и торговли Натальей Микольской. Сейчас рассматривается процедура, по которой мы будем апеллировать к США и доказывать, что попали под пошлины как страна, на которую указанные меры не должны распространятся. Будем приводить свои доводы.
Второе, мы с Минэкономики будем работать по нашим традиционным рынкам. Мы уже на уровне ассоциации возобновили процесс активного диалога с ассоциацией металлургов Турции и по некоторым вопросам даже достигли хорошего прогресса. Мы надеемся, что Минэкономики и торговый представитель в Турции также поддержат наш диалог.
Также мы бы хотели возобновить действие контактной группы Украина-ЕС по стали. Эта группа действовала с 2006 по 2012 годы и была довольно эффективной. Более того, сейчас такая контактная группа существует в формате Россия-ЕС. Я думаю, что логично было бы, чтобы такая контактная группа в формате Украина-ЕС возобновила работу, ведь сегодня страны ЕС — это порядка 32% всего нашего экспорта.
А если добавить Турцию и другие европейские страны, которые не входят в ЕС, то это примерно 46% всего экспорта металлопродукции. На уровне ассоциации мы уже достигли понимания, что такая контактная группа нужна. Мы надеемся, что нас поддержат Минэкономики и Еврокомиссия и работа группы возобновится.
Это позволит нам решать ряд спорных вопросов в рабочем порядке и воздержаться от заградительных мер со стороны ЕС. Хотя все мы помним, что недавно негативно для нас закончилось расследование по горячекатаному рулонному прокату, а это тоже для нас потеря на сотни миллионов евро. Надеюсь, что в будущем будет пересмотр введенных мер и нам удастся вернуть наши позиции на этих рынках.
Еще одно направление — это работа на наших традиционных рынках, таких как Ближний Восток, Северная Африка. Мы налаживаем отношения на уровне ассоциаций, чтобы в случае проблем у местных производителей они консультировались через ассоциацию. Но тут важно чтобы и Минэкономики также поддерживало наши усилия, чтобы диалог велся уже на уровне между соответствующими министерствами. Хотя вызовы на этом рынке довольно большие.
Как Вы оцениваете шансы того, что продукция украинских металлургов сможет вернутся на американский рынок?
Я думаю, что шансы небольшие, но они заслуживают того, чтобы мы продолжили работу. Но как я уже сказал, главный негатив — это не только и не столько потеря американского рынка, сколько влияние этой пошлины на другие рынки. То есть Украина может пострадать в меньшей степени, чем та же Турция и ЕС, но общее нарушение этих потоков стали приведет к тому, что ЕС и Турция будут ужесточать свою политику в отношении импорта, в том числе и украинской продукции на свои рынки. Поэтому наши встречи с Минэкономики это комплексная работа не только в отношении рынка США, но и в отношении всех рынков и существующих, и перспективных для украинской стальной продукции.
Сколько примерно составит ущерб украинских металлургов вследствие указанных пошлин, и кто из украинских производителей пострадает больше всего?
Я думаю ущерб составит более 100 млн долларов в год. Больше всего пострадают «Метинвест» и «Интерпайп».