Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй в среду обнародовала ответ Лондона на отравление экс-полковника ГРУ, бывшего агента британской разведки Сергея Скрипаля и его дочери. Она заявила о «государственной агрессии со стороны России» и обнародовала целый список жестких мер. Среди них — высылка 23 российских дипломатов и заморозка двусторонних контактов на высоких уровнях (в том числе отзыв приглашения главе МИД РФ Сергею Лаврову посетить Лондон, а также отмена визита членов британской королевской семьи в РФ на чемпионат мира по футболу). Также в планах — проверки российских частных самолетов и заморозка «сомнительных» банковских счетов. Ситуацию сегодня вечером обсудят на экстренном заседании члены Совета безопасности ООН, а на следующей неделе — лидеры стран ЕС. Многие из них уже дали понять, что полностью разделяют позицию и озабоченность Лондона. Тем временем, источник "Ъ" в МИД РФ дал понять: Москва, без сомнения, ответит Великобритании — как минимум, высылкой дипломатов.
«Отношения не будут прежними»
То, что реакция британских властей на «дело Скрипаля» будет жесткой, стало известно заранее. Тереза Мэй еще в понедельник заверила: если Россия не предоставит "правдоподобное объяснение" событиям в городе Солсбери, то Лондон пойдет «гораздо дальше», чем после убийства в 2006 году экс-сотрудника КГБ и ФСБ Александра Литвиненко. Тогда из Лондона было выслано четыре российских дипломата, а британские спецслужбы разорвали сотрудничество с Россией.
За несколько часов до выступления Терезы Мэй телекомпания Sky News сообщила: из Британии вышлют «значительное число российских дипломатов» — хотя и «меньше, чем в 1971 году». Тогда Великобритания отреагировала на разоблачения сотрудника торговой миссии СССР в Лондоне Олега Лялина, назвавшего имена работавших "под крышей" посольства и торгпредства агентов. Из страны были высланы 105 советских дипсотрудников.
Тереза Мэй, выступая в парламенте, рассказала: было правильно предоставить Москве право на ответ, но заслуживающих доверия объяснений Лондон так и не получил. В результате госпожа Мэй заявила о потере Россией контроля над запасами вещества «Новичок», примененного при отравлении Сергея Скрипаля. По ее словам, полностью разрывать диалог между РФ и Британией не в национальных интересах страны, но отношения не будут прежними.
Британский премьер обнародовала целый ряд мер в отношении РФ. Среди них — высылка 23 российских дипломатов и заморозка двусторонних контактов. В частности, речь идет об отзыве приглашения главе МИД РФ Сергею Лаврову посетить Лондон, а также об отмене визита членов британской королевской семьи в РФ на чемпионат мира по футболу. Ранее сообщалось, что в рамках британской делегации в Россию должен был приехать принц Гарри.
Также в планах правительства Британии — проверки российских частных самолетов, прилетающих в страну, и заморозка «сомнительных» банковских счетов.
«Аргументов у наших партнеров мы не видим»
Москва по-прежнему отрицает причастность к «делу Скрипаля». Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил в среду, что Россия в деле экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля будет отстаивать нормы международного права. «Аргументов у наших партнеров мы не видим. Великобритании придется отвечать за откровенную попытку грубо ввести в заблуждение мировую общественность», — сказал он. Напомним, в понедельник утром вызванному в британский МИД российскому послу Александру Яковенко был предъявлен ультиматум: Москва должна до вечера вторника представить «правдоподобное объяснение» инцидента с Сергеем Скрипалем, иначе Лондон будет рассматривать покушение на него как «незаконное применение Россией военной силы против Великобритании». Британские СМИ сообщили, что глава МИД страны Борис Джонсон не подал российскому дипломату руку. Российский же дипломатический источник уточнил, что в ходе встречи Борис Джонсон вел себя «несдержанно», в то время как сопровождавшие его британские дипломаты сидели «с каменными лицами».
Российская сторона ответила Лондону устами представителя МИД РФ Марии Захаровой, заявившей: Москва не позволит разговаривать с собой «языком ультиматумов». Вместо предоставления «правдоподобного объяснения» во вторник уже в российский МИД был вызван посол Великобритании в Москве Лори Бристоу, которому первый замминистра иностранных дел РФ Владимир Титов вручил ноту протеста «в связи с выдвинутыми британскими властями огульными обвинениями России в причастности к отравлению Сергея Скрипаля и его дочери Юлии».
«Было подчеркнуто, что Москва не будет отвечать на ультиматум Лондона до тех пор, пока российской стороне не будут предоставлены образцы химического вещества, на которое ссылается британское следствие, и пока Великобритания не начнет действовать в соответствии с Конвенцией по запрещению химического оружия (КЗХО), предполагающей совместное расследование случившегося, к чему мы были готовы»,- заявили позже в МИД РФ. По информации "Ъ", в ноте британской стороне было предложено задействовать процедуры, предусмотренные п. 2 статьи IX КЗХО, которые позволяют на двусторонней основе официально обратиться к Москве для получения разъяснений по вопросу, который вызывает какие-либо сомнения или озабоченности. После получения такого запроса у российской стороны было бы 10 дней для предоставления Лондону ответа. Однако этот механизм до сих пор задействован не был.
Пойти по формальному пути британскую сторону во вторник также призвал на сессии Исполнительного совета Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) Александр Шульгин. «Перестаньте нагнетать истерию, скорейшим образом официально оформите свою просьбу к нам начать консультации для прояснения ситуации,- обратился он к британским коллегам. — Сразу предупреждаем, что мы потребуем предъявления материальных доказательств якобы обнаружения «российского следа» в данном резонансном деле. При этом объяснения британской стороны, что, дескать, у нас все есть, что наши всемирно известные ученые располагают неопровержимыми данными, но вам ничего не дадим,- в расчет приниматься не будут». По его словам, для Москвы «это будет означать, что у Лондона за душой ничего нет, а все громкие обвинения — один сплошной вымысел, еще один пример грязной информационной войны против России».
Лидер оппозиционной Лейбористской партии Джереми Корбин в ходе вчерашнего заседания парламента поинтересовался у премьера Терезы Мэй, почему Лондон не задействовал процедуры, предусмотренные п. 2 статьи IX КЗХО, и почему России не был предоставлен образец отравляющего вещества, использованного при покушении в Солсбери.
Тереза Мэй отвечать на вопрос политика не стала, заявив лишь, что России была предоставлена возможность предоставить объяснение, «однако Москва ею не воспользовалась».
Как рассказал "Ъ" источник в МИД РФ, если Лондон в итоге, как и пообещала в среду премьер-министр Великобритании Тереза Мэй, вышлет российских дипломатов, Москва ответит тем же. При этом собеседник "Ъ" отметил, что посольство РФ в Лондоне в последние годы и так работает с урезанным штатом. «Там менее 50% сотрудников от числа, которое по идее должно быть», — уточнил дипломат. По его словам, британцы проводят негласную политику «выдавливания» российских дипломатов из страны: «Не продлевают им визы, и не дают визы тем, кто должен приехать на смену уезжающим».
Со временем российская сторона стала отвечать зеркальными мерами. Проблема встала столь остро, что глава МИД РФ Сергей Лавров решил лично поставить ее перед своим британским коллегой Борисом Джонсоном, когда тот приехал в Москву в конце прошлого года. По словам собеседника Ъ, российский министр показал гостю список из дипломатов, ожидающих визы в Великобританию. На что Борис Джонсон развел руками и ответил, что он визами не занимается.
Объявленными Терезой Мэй мерами конфликт может не ограничиться. Сегодня вечером ситуацию обсудят на открытом заседании члены Совбеза ООН, а на следующей неделе — лидеры стран ЕС. «Я полностью солидарен с премьер-министром Терезой Мэй в ситуации с жесткой атакой, наиболее вероятно инициированной Москвой», — сказал в этой связи глава Европейского совета Дональд Туск.
И хотя основной темой следующего саммита ЕС, который состоится 22-23 марта, должен был стать очередной этап непростых переговоров по Brexit, теперь отношение к британской делегации может измениться. «Использование химического оружия на территории нашего стратегического союзника не может остаться без ответа», — выразил мнение многих участников грядущего саммита президент Польши Анджей Дуда.
Павел Тарасенко, Елена Черненко