Во вторник, 6 февраля, украинский парламент обратился к президенту Польши с просьбой не подписывать этот закон. А еще ранее в адрес польских коллег высказался спикер парламента Андрей Парубий, который назвал их действия «ударом в спину».
Недоумение у польской общественности вызвали и некоторые другие радикальные заявления украинских политиков, возмущенных принятием этого закона. Об этом в интервью Sputnik Polska рассказал член партии Zmiana (Перемена) Януш Недзведски.
— Экс-министр обороны Украины Александр Кузьмук пригрозил Варшаве вооруженным конфликтом. По мнению генерала, если Польша до сих пор будет припоминать соседям события, связанные с Волынской трагедией или деятельностью УПА, то его земляки возьмутся за «колья».
— Подобные высказывания только подтверждают тот факт, что закон о запрете пропаганды бандеровской идеологии (это — одно из положений, принятых парламентом Польши закона — ред.) необходим и должен был быть принят уже давно.
Как оказалось, на Украине не просто разрешено пропагандировать эту идеологию — она постепенно становится государственной идеологией. Польша должна однозначно этому противостоять.
Если отношения Польши и Украины должны строиться на взаимном сотрудничестве, уважении и понимании, то точно не может быть и речи о том, что Польша будет толерантно относиться к культу убийц, культу людей, которые отвечают даже не за военные преступления, а за преступления против человечества, массовые убийства гражданского населения. Необходимо противодействовать таким установкам.
Конечно, это не значит, что данный закон антиукраинский, но нужно четко определиться, на что в отношениях с Украиной мы готовы согласиться, а чему должны противодействовать. На что согласия быть не может.
— В эти же дни активисты украинской партии «Свобода» выставляют пикеты перед посольством Польши в Киеве и перед польскими консульствами в других городах Украины, протестуя против принятого закона. Дело начинает набирать обороты. И что же дальше?
— Очень хорошо. Будет намного проще определять людей, которые занимаются раскруткой бандеризма на Украине.
Обращаю внимание на то, что закон будет распространяться и за границами Польши, то есть такие люди могут подвергаться преследованиям вне зависимости от того, где преступление произошло, в том числе и на Украине. Это может потом обернуться для них и привлечением к уголовной ответственности, когда они появятся на территории Польши, или, как это произошло с главой украинского Института национальной памяти (Владимиром Вятровичем — ред.), будут занесены в польский черный список, что влечет за собой запрет на въезд в Польшу и другие страны Шенгена.
Я желаю поэтому удачи активистам партии «Свобода». Пусть они большой толпой приедут под посольство Польши, тогда легче будет установить, кого заносить в польский черный список.