Вся разыгранная в рамках предвыборной кампании Порошенко афера с так называемым томосом ещё более усложнила церковную ситуацию на Украине, особенно после того, как разошлись пути созданной под стамбульским руководством организации господина Епифания и киевского патриархата господина Филарета. Дело дошло до того, что филаретовцы напрямую обвинили новоявленную госцерковь в воровстве церковных ценностей, рейдерстве и множестве иных непотребных деяний, о которых и говорить неловко.
А сколько почитающих национализм выше христианской любви церковников молятся не за мир, а за победоносное продолжение братоубийственной войны и как могут поддерживают новый крестовый поход на восток собственной страны: продвигают свои епархии на Левобережье, активно вербуют новых сторонников, подавляют протестующих хулиганистой лапой и вооружённой рукой. Возможно, они воображают себя крестоносцами без страха и упрёка, правоверными католиками в битве со схизматиками и гугенотами, кардиналами Ришелье районного масштаба.
Весьма показателен в этом отношении «Молитвенник военнослужащего. Молись и служи», который распространяется в украинских военных госпиталях — подготовленный Греко-католической церковью двухсотстраничный сборник молитв для солдат ВСУ на разные случаи жизни и смерти. «Приготовления к отправке человека на тот свет всегда производились именем бога или другого высшего существа, созданного человеческой фантазией», — писал Ярослав Гашек в своём бессмертном романе «Похождения бравого солдата Швейка». Соответственно, теперь и солдат действующей украинской армии может чувствовать себя вооружённым по последнему слову теологии.
Книга включает в себя молитвы для различных родов войск, например, молитва для артиллериста, десантника, танкиста, связиста, и так далее — вплоть до военного водителя и работника пенитенциарной службы (в сборнике присутствует весьма милое поучение, что добрый пастырь не побоится оставить 99 овечек, дабы отыскать одну от стада отбившуюся). Думаю, надзиратели в украинских тюрьмах любят её перечитывать.
Кроме того, наличествуют молитвы для разных военных чинов и на различные степени ранения — от лёгкого до смертельного. Разумеется, отдавая богу душу в «Молитве в час смерти» воин ВСУ просит утешить его любимую семью, друзей-приятелей, а когда умирает, окружающие молятся за всех, «кто положил жизнь за волю Украины и святую Украинскую апостольскую Церковь» (читай, греко-католическую).
Опять-таки вспоминается Ярослав Гашек и его описание, как подобная религиозная пропаганда была налажена в Австро-Венгрии, в состав которой тогда входили Львов и вся Галичина: «На обложках был цветной рисуночек с изображением битвы: повсюду валяются трупы людей и лошадей, разбитые повозки с амуницией и пушки лафетами вверх. На горизонте горит село, рвется шрапнель, а на переднем плане лежит, умирая, солдат с оторванной ногой. Над ним склоняется ангел, что принес ему венок с надписью на ленте: "Сегодня ты будешь со мной в раю". И солдат счастливо улыбается, словно ему принесли мороженого».
Традиции живут. Особенно это подчёркивается наличием в упомянутом сборнике «Молитвы митрополита Андрея Шептицкого за украинский народ»: «…Просвети всех нас, склони все сердца, чтобы все как можно лучше понимали и ценили святую католическую веру и, признавая её, чувствовали себя счастливыми, стояли в ней непреклонно, хоть бы нужно было вынести мученическую смерть, и по законам святой веры устраивали свою жизнь».
Тут бы самое время добавить в патриотический сборник и поздравительное письмо господина Шептицкого Адольфу Гитлеру, в котором он поздравлял фюрера со взятием Киева вермахтом: «Как глава украинской греко-католической церкви я передаю вашему превосходительству мои сердечные поздравления по поводу овладения столицей Украины, златоглавым городом на Днепре — Киевом… Украинская греко-католическая церковь знает об истинном значении могучего движения германского народа под вашим руководством. Я буду молить Бога о благословении победы, которая явится залогом длительного мира для вашего превосходительства, германской армии и германской нации».
И ведь это не просто «дань вежливости» сильному завоевателю. Мы хорошо помним, какую активную роль играли подопечные митрополита Шептицкого в уничтожении мирных киевлян и жителей других городов Украины. А вот теперь его литературное наследие становится, так сказать, «духовным достоянием» каждого солдата ВСУ.
Шептицкий — как и Гитлер — вначале был подданным Австро-Венгрии, и теперь наследники их деяний осатанело пытаются затолкать всех украинцев в новую «лоскутную империю», в эпоху «доброго цесаря». А значит, и без «боевых попов» — фельдкуратов — им не обойтись. Как говорил один из самых ярких персонажей в «Похождениях бравого солдата Швейка», обер-фельдкурат Кац, «пока государство признает, что солдаты, идущие умирать, нуждаются в благословении Божьем, должность фельдкурата является прилично оплачиваемым и не слишком утомительным занятием».
Пока на Украине продолжается квазипатриотическая истерия, девиз «молись и служи» тоже будет востребован пропагандистами. Но служат они явно не Богу.