«Однажды в Ростове» — 24-серийный фильм, вполне свежий, 2012 года выпуска. Посвящена лента одному из вопиющих преступлений хрущевского периода — расстрелу рабочей манифестации в Новочеркасске. Дело громкое было, в виновники лихо записали всю советскую власть оптом, систему, армию, КГБ, но как-то стыдливо отказывались указать прямо на того, без чьей злой воли ничего подобного не случилось бы, — на Никиту в смысле. Снимался сериал в Москве, Ростове, Севастополе, собственно Новочеркасске. Но самые драматичные сцены пролетарского бунта и его бездарного кровавого подавления создавались в Мариуполе.
Режиссер фильма Константин Худяков посчитал, что именно этот город наиболее созвучен Новочеркасску 1960-х годов. С ним согласился продюсер и исполнитель одной из главных ролей благородного и сильно пьющего майора-чекиста со штрихпунктирной линией личной жизни, заматеревший «гардемарин» Сергей Жигунов.
Местные жители вообще встретили у себя съемку донской натуры с энтузиазмом. Главной задачей при формировании массовки было отбиться от желающих. Некоторые активные и щедрые граждане тащили тюки старых дедовских костюмов, мол, не выбрасывать же, а тут барахло искусству послужит. Так что жители Мариуполя, наравне с Богданом Ступкой, Владимиром Вдовинченковым, Виктором Раковым, Кириллом Плетневым, создавали атмосферу этого добротного сериала. Тем более что уж в наших краях типажей с внешностью рабочего человека, возмущенного чем-то там, хватает и с избытком.
В одной из серий звучит ростовская по своей сути песня «Левый берег Дона». Символично! В Мариуполе большинство съемок провели тоже на Левом берегу. Кто не в курсе, там Кальмиус впадает в Азовское море (рядом с «Азовсталью», которая тоже еще как впадает) и делит город на две исторические части.
Интересную оценку Мариуполю дал Владимир Вдовиченков. По его мнению, самое интересное здесь и выдающееся, естественно, завод. Артист восхищенно назвал его монстром и сообщил, что там можно удивительные фильмы снимать, вплоть до высадки инопланетян.
Надо сказать, что создатели ленты намешали в одной таре изрядное количество сюжетных линий. Многое взяли из реальной истории, но, не церемонясь, сделали временные смещения и добавили всяких деталей для увлекательности. Ничего, не хронику, поди, снимали — ради красного словца и зрительского интереса не пожалели ничего…
Кроме темы пролетарского бунта и неадекватно жесткой, явно далекой от советских постулатов реакции властей, имеется и чистый криминал. За основу принята история семейки «Фантомасов», которые с огнестрельным оружием и с чулками на головах совершали дерзкие нападения на сберкассы. Вдохновителем и вожаком был художник, начавший свою уголовную карьеру с рисования фальшивых «червонцев», а там с подельниками, в том числе со своим братом, докатившийся до чистого разбоя.
Временами, в азарте просмотра, забываешь, что действие происходит на Дону, а не в наших краях. Сергей Жигунов, он ведь сам из Ростова. В одной из программ, рассказывая о фильме, он очень симпатично демонстрировал манеру говорить на примере «чо ты гонишь, гонщик?». Где [г] — вот именно что знакомое донецкому уху фрикативное [гэ]. У нас, правда, сказали бы «шо ты гонишь, гонщик?». Но это одно и то же, южное наречие русского языка.