Как ранее уже подробно рассказывало издание Украина.ру, с 2014 года на Украине действует отряд «Погоня», укомплектованный представителями радикальной оппозиции из Белоруссии (собственно, «Погоня» — это название средневекового герба Великого княжества Литовского, символику которого используют современные белорусские националисты).
После прохождения «боевого крещения» в рядах добровольческих батальонов белорусы-атошники сосредоточились на передаче приобретенного опыта согражданам, которых последние годы активно зазывают в тренировочные лагеря, открытые в разных регионах Украины националистическими организациями.
Но одной передачи опыта гражданам Белоруссии, которые потом возвращаются домой и тихо сидят там до поры до времени, мало. Необходима легализация идей в публичном поле. Эту роль на той же Украине выполняют профильные бренды одежды вроде Svastone, «Милитарист» и еще ряд других. Продажа Svastone в последние годы активно шла в России, но была прикрыта в сентябре 2018 года силовиками именно из-за того, что часть прибыли с продаж отчислялась на финансирование вооруженных формирований националистов на Украине.
В Белоруссии уже открыто продается одежда и различная сувенирка с надписью «Отряд «Погоня» и символикой этого подразделения. Причем эту продукцию с указанием мест, где ее можно купить, рекламирует сам отряд на своих страницах в соцсетях.
«Мы с продажи этих вещей, естественно, никакой финансовой выгоды не имеем. Грубо говоря, за франшизу денег не берем, поскольку считаем такую инициативу идеологически правильной темой», — утверждают белорусские атошники в Интернете. Так это или нет, сказать сложно (совсем уж глупо было бы публично признавать — да, с продажи этих вещей нам отчисляется такой-то процент на закупки оружия и снаряжения, на подрывную работу в соцсетях и проведение тренировок для неофитов), но в любом случае они прямо подчеркивают — речь идет о продвижении таким путем в Белоруссии их идеологии.
Пока что точно известно, что подобная продукция открыто реализуется в магазине «Адметнасць» (бел. «Особенность»), открытом 12 ноября 2018 года в самом центре города Гродно, областного центра Гродненской области Республики Беларусь. Об этом магазине сразу же написали популярные местные электронные СМИ, республиканская оппозиционная газета «Наша Нива», сделал репортаж вещающий на Белоруссию из Польши спутниковый телеканал «Белсат» и т.д., то есть это не какая-то никому не известна местечковая лавочка.
Открыл магазин Сергей Веремеенко, многолетний местный оппозиционер-активист, последние годы известный как глава гродненских оргкомитетов партии «Белорусская христианская демократия» (БХД) и «Белорусского национального конгресса», пытавшийся мутить воду в городе буквально по каждому возможному поводу.
Кстати, интересная деталь — одним из лидеров партии БХД, созданной в 2007 году, был Павел Северинец, который в 1999—2004 годах возглавлял радикально оппозиционный «Молодой фронт», через который с 2014 года и шла вербовка боевиков в отряд «Погоня» и лагеря националистов на Украине. Впрочем, возможно, все это лишь цепь совпадений.
Если посмотреть на многочисленные снимки из магазина, сделанные в ноябре 2018 года фотографами разных СМИ, то хорошо видно (и с разных ракурсов), что продукция с символикой отряда «Погоня» открыто присутствовала в «Адметнасци» с первого дня открытия, занимая заметную часть торгового пространства. Это и футболки в двух цветовых вариантах (черные и болотно-зеленые), и лонгсливы в одном цветовом варианте (черном), а также кружки, значки и магниты, все с надписью «Отряд «Погоня» (на футболках и лонгсливах — крупная надпись как на спине, так и на груди) и соответствующей символикой.
«Подумаешь, какие-то футболки и кружки продаются в каком-то магазине в Гродно», — скажет кто-то. Но эти вещи потихоньку, путем ношения или использования, входят в общественное пространство и легализуют в нем символы, которые на них изображены. На эту тему есть известная концепция «окна Овертона», объясняющая, как даже в высокоморальном обществе можно инспирировать разрушительные процессы путем последовательных малых шагов, которые сами по себе могут показаться малозначимыми.
Для наглядности — а если бы это были предметы одежды с символикой не карателей из АТО, а карателей-коллаборационистов времен Великой Отечественной? «Но это же всего лишь вещи!» Но их открытая продажа и ношение легализовала бы эти подразделения в общественном сознании, нивелировав всю память об их зверствах. Впрочем, всему свое время — на Украине «патриотические бренды» тоже начинали кода-то с вещей с псевдоэтнографическим орнаментом (вышиванки), исторической символикой и изображениями казаков и солнышка и уже потом перешли к свастикам, боевикам в балаклавах с «коктейлями Молотова» или автоматами и лозунгами вроде «Хунта будет!».
Преувеличение? Нет. Наследие коллаборационистов-карателей Великой Отечественной тоже уже легализуется в Белоруссии и в том числе в упомянутом магазине. Обратим внимание на стенд с магнитами в этом магазине, присутствующий в фоторепортаже сайта Hrodna.lfe от 13 ноября 2018 года. В нижней части стенда можно заметить портрет человека в круге на фоне красных лучей с самолетами, а сверху, если как следует приглядеться, надпись на белорусском — «Михаил Витушка». Мне, исследующему современный белорусский национализм с 2014 года, принятая среди адептов такового «иконография» Витушко хорошо знакома, она заставляет остановить на ней взгляд даже в мелком разрешении на фоне десятков других изображений.
В 1941 году вскоре после оккупации немцами Белоруссии Михаил Витушко стал одним из вождей полицейских отрядов из числа местных коллаборационистов, действовавших против советских партизан. Потом служил в «Белорусской краевой обороне», затем вошел в состав белорусского десантного батальона «Дальвитц», созданного абвером для диверсий на занятой советскими войсками территории. Будучи в 1944 году десантирован в тыл Красной армии с группой диверсантов, в январе 1945-го Витушко погиб в бою.
В современной ему коллаборационистской прессе, выпускавшейся под властью Третьего рейха, Витушко позиционировался как вождь мощного партизанского движения на советской территории. Сейчас он идеализируется праворадикалами в Белоруссии как местный аналог Степана Бандеры (тем более, белорусские оппозиционеры с 2014 года слепо копируют украинские образцы — от лозунгов до символики).
Во всей это ситуации удивляет бездействие правоохранительных органов, которые вообще-то в Белоруссии как раз последние годы очень эффективно работают по разгрому неонацистского движения. Но дело в том, что гидра, с которой они борются, многоглава — это не только уличные демонстранты или забитые свастиками футбольные фанаты.
С 2014 года белорусский национализм продуманно и эффективно осваивает «культурную сферу», используя как раз выпуск различной одежды и сувенирной продукции с антирусской символикой (например, с изображением топчущего московского стрельца польского «крылатого гусара», или в честь разгрома московской армии литовцами под Оршей в 1514 году, или польского восстания против Российской империи 1863 года).
Сейчас подобные магазины в Белоруссии — и в Гродно, и в Минске, и в других городах — апробируют выпуск и продажу описанной выше продукции, изучают свою аудиторию, постепенно «подсаживая» ее на продукцию с националистической «начинкой» и делая ее допустимой в глазах общества и прежде всего молодежи. Потом двинутся дальше, расширяя продажи и ассортимент, предлагая уже новые образцы для подражания.