Экспозиция, по сути, является посвящением российской балерине Ольге Хохловой. Первой жене Пабло Пикассо, его загадочной «русской музе», как называли супругу гения его друзья.
Сундук загадочной бабушки
Бернар Руис-Пикассо, внук Пабло и Ольги, никогда не видел своей бабушки. Его отец, Пауло (Поль, Павел), мало рассказал ему о той женщине, чей портрет украшает гостиную его парижской квартиры.
«Я пришел к выводу, что у меня была только бабушка по материнской линии, — вспоминает Бернар. — Папа не говорил о своей матери, потому что это была очень грустная история для него, он жил дома мелодрамой, которая причиняла ему душевную боль. Только обнаружив однажды этот сундук и потратив долгое время на изучение архивов (более тысячи писем и фотографий), содержавшихся в нем, я впервые узнал о членах моей семьи по русской линии».
Ольга Хохлова родилась 17 июня 1891 года в Нежине Черниговской губернии, тогда это была часть Российской империи. Искусству танца она училась в Санкт-Петербурге. В 19 лет вошла в состав антрепризы «Русский балет Дягилева».
В 1916 году Сергею Дягилеву удалось заинтересовать Пикассо работой над декорациями к балету «Парад», который он собирался привезти в Париж. В 1917-м спектакль состоялся на сцене одного из знаменитых французских театров — Шатле. Дебютный показ оказался и последним: критики разнесли в пух и прах не понравившееся им музыкальное сопровождение и особенно — сценографию, выполненную Пикассо, но ни для него, ни для Дягилева это было уже не важно. Импресарио делал все, чтобы возник скандал, полагая его лучшей формой рекламы постановки, и своего добился. Пабло же увлекся 26-летней балериной Ольгой, и все остальное для него в тот момент уже не существовало.
«Женись на русской», — посоветовал художнику Дягилев, и Пабло внял его совету. В 1918 году Пикассо и Хохлова сыграли свадьбу. В 1921 году у пары родился единственный сын — Пауло.
Плата за брак с гением
«Да. Ее социальная жизнь пошла вверх с Пикассо, в то время как ее семья в России потеряла контроль над своим существованием, — убежденно говорит Бернар. — Есть письма, полные драматического и даже трагического надрыва, объясняющие хаос, который был в России в период Гражданской войны». Ольга в то время почти всегда выглядела задумчивой и отстраненной — во всяком случае, на портретах кисти ее мужа.
«Верно это или нет, но «период Ольги» всегда недооценивался в карьере художника, которую критики дружно называют «неоклассической», — отмечает «русский внук» Пикассо. — Я лично не вижу ничего неоклассического в работах деда. Они всегда очень современны», — считает Бернар. — Эта выставка утверждает, что «период Ольги» был невероятно важным в его творчестве».
Сундук, унаследованный от матери, Пауло передал сыну, когда тот уже был взрослым человеком.
Сегодня содержимое этого ящика хранит Фонд искусств Альмины и Бернара Руиса Пикассо. Более 600 писем, датированных 1919-1933 годами, перевязанных розовыми и синими лентами, которые семья Ольги отправляла ей из России и СССР: от матери Лидии, сестры Нины, братьев Владимира и Николая. Те, что присылала им Ольга, не сохранились. Бернар решил перевести письма на французский. Исключительный материал, который пролил свет на русскую линию его семьи.
Кроме писем и многочисленных фотографий, в сундуке хранились балетные пачки и пуанты, распятие, Библия… В замке Бугелу, купленном Пабло Пикассо в 1930 году и также доставшемся Бернару по наследству, нашлись три кассеты с кинопленкой Super-8, никогда ранее не публиковавшиеся. На них — кадры весны 1931 года: Пикассо вместе с Ольгой, Пауло и фокстерьером Бобом. Демонстрация полной семейной гармонии. Являющейся, как утверждали биографы Мастера, состоянием, максимально удаленным от реальности.
Хохлова навсегда завоевала титул «мадам Пикассо».
История любви и боли
Ольга была одной из его самых «портретируемых» (если так можно выразиться) муз. Она появляется в приблизительно 140 работах художника. Первая жена Пикассо была также, по признанию исследователей его личной и творческой жизни, женщиной, с которой Пабло был «наиболее страстным, с точки зрения как личностной, так и художественной».
«Ольга никогда не признавала разрыв с Пикассо. Они расстались фактически в 1935 году, хотя до 1940 года об этом не было официально объявлено, — пишет Жило. — Для Ольги это была любовь всей ее жизни, и она хотела остаться любой ценой мадам Пикассо. Еще в 1918 году она писала художнику: «Ты никогда не сможешь любить меня так сильно, как я тебя люблю. В жизни можно только один раз любить сильно, по-настоящему. У тебя это уже было. (В 1915-м Пабло был до умопомрачения влюблен в одну из своих натурщиц Еву Гуэль, которая изображена на портрете «Моя красавица». Они собирались пожениться, но свадьбе помешала болезнь девушки — примерно через полгода после первой встречи она умерла от рака. — Авт.) Это причина моего несчастья. Ты не можешь себе представить, сколько боли я чувствую, и сколько я страдаю. Я не могу успокоиться или перестать плакать. Я люблю тебя и потому несчастлива».
В начале их отношений Пикассо изображает Ольгу сидящей в кресле, зажатой, грустной, опустошенной, надменной, далекой, холодной. Но на кадрах 31-го года она открыта, улыбается, расслаблена, играет со своим сыном и с Пабло. «Какая из них настоящая Ольга? Или они обе?» — задает вопросы Бернар накануне открытия экспозиции.
«Эти фильмы очень хорошо показывают неясности, в которых мы все живем. Они как зеркало, — говорит Бернар, который помнит Пикассо как «несколько особенного дедушку» и «эгоцентричного, но это качество свойственно абсолютно всем художникам на 100%».