«Я люблю тебя и потому несчастна». Неизвестные страницы жизни Пабло Пикассо и его русской музы из Нежина - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Я люблю тебя и потому несчастна». Неизвестные страницы жизни Пабло Пикассо и его русской музы из Нежина

Читать в
ДзенTelegram
В Малаге, городе, где родился великий художник Пабло Пикассо, 26 февраля открылась выставка. Сам по себе, наверно, это факт был бы местным населением и испанской богемой воспринят как очередное рядовое событие культуры («рядовое» - не значит «малозначительное», просто в Испании выставками мало кого удивишь), если бы не одно «но»

Экспозиция, по сути, является посвящением российской балерине Ольге Хохловой. Первой жене Пабло Пикассо, его загадочной «русской музе», как называли супругу гения его друзья.

Сундук загадочной бабушки

Горбатова ничто не исправит: Неоконченная повесть знатока дам и рабочих лошадокКлассик советской литературы Борис Горбатов, умевший романтично воспевать суровые обстоятельства человеческого существования, ушел из жизни 65 лет назад, 20 января 1954 года. Ему было всего-то 45 лет, за которые писатель успел многое увидеть и попробовать, полюбить двух красавиц отечественного кино и оставить нам ряд любопытнейших книг и фильмов
Если бы о нынешней выставке снимали фильм, он наверняка начинался бы с крупного плана: старинный сундучок с выгравированными на нем инициалами «О.P.» — Olga Picasso. Этот сундучок сопровождал Ольгу всю ее жизнь — она привезла его с собой даже в клинику Beau-Soleil в Каннах, где скончалась 11 февраля 1955 года. В этом «сейфе» собраны все воспоминания о женщине, которая любила, страдала от одиночества и боли, была на грани безумия от неверности спутника жизни и собственной ревности.

Бернар Руис-Пикассо, внук Пабло и Ольги, никогда не видел своей бабушки. Его отец, Пауло (Поль, Павел), мало рассказал ему о той женщине, чей портрет украшает гостиную его парижской квартиры.

«Я пришел к выводу, что у меня была только бабушка по материнской линии, — вспоминает Бернар. — Папа не говорил о своей матери, потому что это была очень грустная история для него, он жил дома мелодрамой, которая причиняла ему душевную боль. Только обнаружив однажды этот сундук и потратив долгое время на изучение архивов (более тысячи писем и фотографий), содержавшихся в нем, я впервые узнал о членах моей семьи по русской линии».

Ольга Хохлова родилась 17 июня 1891 года в Нежине Черниговской губернии, тогда это была часть Российской империи. Искусству танца она училась в Санкт-Петербурге. В 19 лет вошла в состав антрепризы «Русский балет Дягилева».

В 1916 году Сергею Дягилеву удалось заинтересовать Пикассо работой над декорациями к балету «Парад», который он собирался привезти в Париж. В 1917-м спектакль состоялся на сцене одного из знаменитых французских театров — Шатле. Дебютный показ оказался и последним: критики разнесли в пух и прах не понравившееся им музыкальное сопровождение и особенно — сценографию, выполненную Пикассо, но ни для него, ни для Дягилева это было уже не важно. Импресарио делал все, чтобы возник скандал, полагая его лучшей формой рекламы постановки, и своего добился. Пабло же увлекся 26-летней балериной Ольгой, и все остальное для него в тот момент уже не существовало.

«Женись на русской», — посоветовал художнику Дягилев, и Пабло внял его совету. В 1918 году Пикассо и Хохлова сыграли свадьбу. В 1921 году у пары родился единственный сын — Пауло.

Плата за брак с гением

Анна Ревякина Алексей Зензинов
За кулисами войны. Донецкий театр начинается не с вешалки, а с людейПоэт и публицист Анна Ревякина о донецкой драме и о том, какое впечатление производит Донецк и его театральная жизнь на человека, попавшего в город впервые
Будучи совсем молодой, Ольга навсегда покинула Россию. Она также навсегда оставила балет — ради Пикассо. После революции 1917-го ее семья впала в нищету, что контрастировало с буржуазной жизнью, которую Ольга и Пикассо вели в своей квартире на парижской улице Рю-Ла-Бути, в курортных Биаррице, Жюан-Ле-Пене (Антиб) и других элитных местечках. У них был целый штат прислуги: няня, горничная, повар и водитель. Но чувствовала ли Ольга себя комфортно? Отнюдь.

«Да. Ее социальная жизнь пошла вверх с Пикассо, в то время как ее семья в России потеряла контроль над своим существованием, — убежденно говорит Бернар. — Есть письма, полные драматического и даже трагического надрыва, объясняющие хаос, который был в России в период Гражданской войны». Ольга в то время почти всегда выглядела задумчивой и отстраненной — во всяком случае, на портретах кисти ее мужа.

«Верно это или нет, но «период Ольги» всегда недооценивался в карьере художника, которую критики дружно называют «неоклассической», — отмечает «русский внук» Пикассо. — Я лично не вижу ничего неоклассического в работах деда. Они всегда очень современны», — считает Бернар. — Эта выставка утверждает, что «период Ольги» был невероятно важным в его творчестве».

Сундук, унаследованный от матери, Пауло передал сыну, когда тот уже был взрослым человеком.

Сегодня содержимое этого ящика хранит Фонд искусств Альмины и Бернара Руиса Пикассо. Более 600 писем, датированных 1919-1933 годами, перевязанных розовыми и синими лентами, которые семья Ольги отправляла ей из России и СССР: от матери Лидии, сестры Нины, братьев Владимира и Николая. Те, что присылала им Ольга, не сохранились. Бернар решил перевести письма на французский. Исключительный материал, который пролил свет на русскую линию его семьи.

Кроме писем и многочисленных фотографий, в сундуке хранились балетные пачки и пуанты, распятие, Библия… В замке Бугелу, купленном Пабло Пикассо в 1930 году и также доставшемся Бернару по наследству, нашлись три кассеты с кинопленкой Super-8, никогда ранее не публиковавшиеся. На них — кадры весны 1931 года: Пикассо вместе с Ольгой, Пауло и фокстерьером Бобом. Демонстрация полной семейной гармонии. Являющейся, как утверждали биографы Мастера, состоянием, максимально удаленным от реальности.
Хохлова навсегда завоевала титул «мадам Пикассо».

История любви и боли

Ольга была одной из его самых «портретируемых» (если так можно выразиться) муз. Она появляется в приблизительно 140 работах художника. Первая жена Пикассо была также, по признанию исследователей его личной и творческой жизни, женщиной, с которой Пабло был «наиболее страстным, с точки зрения как личностной, так и художественной».

Золотой шлем IV века до нашей эры
Гулящие бабы золотых скифов: К юбилею выдающегося археологического открытия в Донбассе30 лет назад экспедиция Донецкого госуниверситета обнаружила таинственный шлем, на котором боспорские ювелиры две с половиной тысячи лет назад запечатлели яркие и неоднозначные сцены степной истории
Художница Франсуаза Жило, с которой у Пикассо было двое детей (Клод и Палома), утверждает в своих мемуарах «Моя жизнь с Пикассо», что Пабло «в отношениях с женщинами был настоящий монстр и людоед». По словам испанского издания АВС, посвятившего большой материал открывшейся выставке, «он получал истинное наслаждение, причиняя боль и страдания Ольге, он таскал ее за волосы и бросал на пол. Была ли Ольга еще одной жертвой Пикассо? Или они уничтожили друг друга в этих отношениях любви и ненависти? Кто был жертвой, а кто палачом?»

«Ольга никогда не признавала разрыв с Пикассо. Они расстались фактически в 1935 году, хотя до 1940 года об этом не было официально объявлено, — пишет Жило. — Для Ольги это была любовь всей ее жизни, и она хотела остаться любой ценой мадам Пикассо. Еще в 1918 году она писала художнику: «Ты никогда не сможешь любить меня так сильно, как я тебя люблю. В жизни можно только один раз любить сильно, по-настоящему. У тебя это уже было. (В 1915-м Пабло был до умопомрачения влюблен в одну из своих натурщиц Еву Гуэль, которая изображена на портрете «Моя красавица». Они собирались пожениться, но свадьбе помешала болезнь девушки — примерно через полгода после первой встречи она умерла от рака. — Авт.) Это причина моего несчастья. Ты не можешь себе представить, сколько боли я чувствую, и сколько я страдаю. Я не могу успокоиться или перестать плакать. Я люблю тебя и потому несчастлива».

В начале их отношений Пикассо изображает Ольгу сидящей в кресле, зажатой, грустной, опустошенной, надменной, далекой, холодной. Но на кадрах 31-го года она открыта, улыбается, расслаблена, играет со своим сыном и с Пабло. «Какая из них настоящая Ольга? Или они обе?» — задает вопросы Бернар накануне открытия экспозиции.

«Эти фильмы очень хорошо показывают неясности, в которых мы все живем. Они как зеркало, — говорит Бернар, который помнит Пикассо как «несколько особенного дедушку» и «эгоцентричного, но это качество свойственно абсолютно всем художникам на 100%».

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала