Можно смеяться над вышиваночными флешмобами, над напяленными на голову кастрюлями, над очередными фантазиями киевской власти. Нельзя только недооценивать врага. Киев и стоящие за его спиной Соединённые Штаты намерены играть всерьёз и надолго. Эта работа подразумевает не только вооружённое противостояние, экономические санкции, но и обязательную системную работу с подрастающим поколением.
Практика Майдана показала, что часть населения даже самой пострадавшей от нацистского нашествия территории, можно — буквально за пару десятилетий — перелицевать в отъявленных националистов и неонацистов (в количествах, достаточных для организации внутриполитического террора). Этот опыт, безусловно, вдохновляет западных политиков и политтехнологов на новые «свершения».
Выбор Крыма как экспериментальной площадки вполне понятен: территориальный спор вокруг полуострова, известные межнациональные вопросы, трансграничные возможности вести пропагандистскую работу, необходимые для этого подготовленные кадры и возможность предложить нечто ощутимое для тех, кто примет правила предложенной игры.
В то время, пока полуостров находится под международными санкциями, Киев начинает занятную игру с крымской молодёжью, предлагая ей множество учебных программ и возможность стажировок на Западе. Для чего всего-то и необходимо, что поступить в любой украинский вуз, участвующий в госпрограмме «Крым-Украина». Ради такого случая киевские власти даже начали признавать крымские документы российского образца об окончании школы или об учебе в институте. Для абитуриентов открыто 35 специальных центров в Днепропетровске, Львове, Киеве, Харькове, Херсоне, а также Запорожской, Одесской и Николаевской областях, через которые можно направлять документы на поступление в избранный вуз по упрощённой процедуре. Предусмотрена даже возможность шифрования личных данных заявителя — как бы в целях его «безопасности».
Выпускники крымских школ, выбирающие местом учебы Украину, получают высокие шансы попасть именно на бюджетную форму оплаты образования. В 2016 году по бюджетным квотам для молодых крымчан были предусмотрены полторы тысячи мест, в 2017 — уже 2600 мест, в нынешнем году ориентировочно столько же. Если поступивший на бюджет студент официально признает себя пострадавшим от «российской оккупации», то он получает статус «перемещённого лица»: Украина выделяет ему социальную стипендию, бесплатные учебники и даже обеспечивает дармовой доступ в интернет. И находятся молодые люди, которых подобные условия вполне привлекают, как и перспективы продолжить свою карьеру на Западе. Сообщается, что за прошлый год на учебу в Украину отправилось две сотни молодых крымчан.
Дело дошло до того, что Общественная палата Крыма выступила со специальным заявлением: «На протяжении нескольких месяцев фейковое представительство президента Украины в АРК распространяло информацию о якобы успешной реализации образовательной программы "Крым — Украина"… Вместе с тем истинные цели украинского руководства отличаются от лозунгов на рекламных буклетах. Об этом свидетельствует заявление председателя Херсонской облгосадминистрации Андрея Гордеева, который на встрече с первокурсниками открыто назвал их будущими агентами влияния».
Речь идёт о словах губернатора Херсонщины Гордеева, который, встречаясь с местными студентами, действительно обмолвился о стратегических целях программы: «Каждый ребенок из Крыма, который получает образование на Херсонщине и вернется на полуостров, — это наш агент влияния по возврату оккупированной территории Украины». Как будто кто-то в этом сомневался! Для этой же цели работают дистанционные программы обучения для крымских школьников, налаживается украинское теле- и радиовещание на Крым, ведётся активная пропаганда среди молодёжной интернет-аудитории.
И нельзя сказать, что данные телодвижения абсолютно бесполезны. Исследования социологического центра Севастопольского госуниверситета, которые были проведены среди крымского студенчества, дали весьма неоднозначные результаты. Например, среди молодёжи украинского этнического происхождения всего 19% опрошенных ощущают себя «прежде всего» гражданами РФ (для сравнения — среди русских 54%). На вопрос о гордости респондента за принадлежность к той или иной социальной группе, ответили, что безусловно гордятся гражданством РФ всего 13% студентов украинского происхождения (русские — 58%).
Более того, прослеживался важная связь материальных факторов с самоощущением украинской молодежи на полуострове. Так, об улучшении социального обеспечения после воссоединения полуострова с Россией сообщили 74% респондентов крымскотатарской национальности, 57% опрошенных русских и всего 37% опрошенных украинцев. Здесь угадываются общие вопросы социализации украинцев, проблемы Северного Крыма (где проживает самая высокая доля этнических украинцев на полуострове), во множестве разорванные экономические и семейные связи.
Понятное дело, что в приоткрывшуюся дверь ринулись киевские пропагандисты и шапкозакидательскими заявлениями от них не отмахнешься. Либо вы ведёте системную контрпропагандистскую работу, либо постепенно теряете молодёжь, которую всеми правдами и неправдами недруги будут переманивать на свою сторону. Dixi.