«Люди, которые не могут выучить украинский, имеют низкий IQ, таким ставят диагноз "дебилизм". Надо их отделить, потому что они социально опасны, надо создать гетто для них» — это исполненное социального безумия заявление Олега Скрипки получило широкий резонанс в украинском обществе и спровоцировало новый международный скандал. Был создан очередной повод для того, чтобы о нашей стране говорили, что в ней процветают лингвистическая психопатия и дискриминация по языковому принципу, а осуществляют ее экстремистские элементы, ищущие образцы социального устройства в мрачном и грязном прошлом нацистской оккупации.
Сам музыкант свою причастность к такого рода заявлению опровергает: «Я никого ни к чему не призываю. Тем более к гетто. Это же политические штучки. Вы что? Это какой-то юмор. Это может быть шутка?»
Истину в отношении данных высказываний еще предстоит установить. Но призывал господин Скрипка к созданию гетто или нет, он уже неоднократно засвидетельствовал, что у подобных ему представителей, так сказать, «национальной интеллигенции» предметом наибольшего недовольства являются, прежде всего, русскоязычные украинцы, в том числе русскоязычные киевляне.
Согласно заявлению, сделанному сим служителем муз в прошлом году, «в Киеве, столице Украины, носители украинского языка находятся в агрессивной среде. Например, ты отправляешь детей в украинскую школу, где уроки ведутся на украинском языке, но на переменах подавляющее большинство детей и учителей общается на русском».
В условиях тотального обнищания общества, гибели тысяч соотечественников в военном конфликте на Донбассе, мытарств миллионов беженцев у Скрипки не нашлось большей беды и заботы, чем русскоязычные школьники и их учителя в киевских школах.
При этом скандал вокруг Скрипки затмил иное, в высшей степени показательное происшествие. 20 апреля Киевский городской совет принял за основу решение, обязывающее работников сферы обслуживания использовать в общении с клиентами только государственный язык («О преодолении последствий советской оккупации в языковой сфере»).
Причем то, что в данном случае депутаты, многие из которых являются уроженцами не столицы, а западных регионов, действуют в нарушение положений ст. 10 Конституции Украины («В Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, иных языков национальных меньшинств Украины. Государство содействует изучению языков международного общения»), а Киев по статусу является городом, в который ежегодно прибывают сотни тысяч людей из других государств, не знающих украинского, никого не беспокоит.
Тем самым представители киевского самоуправления продемонстрировали вызывающе низкий уровень правовой культуры, одновременно формируя негативный имидж Украины.
Впрочем, есть во всей этой истории еще один аспект. Ни для кого не секрет, что группа «Вопли Видоплясова» получила название в честь героя одного из романов имеющего украинские корни великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского. А сам господин Скрипка, родившийся, как сообщают его биографы, в городе Советабаде на севере Таджикистана, значительную часть своей жизни прожил в Кировске Мурманской области, окончил заочную школу при Московском физико-техническом институте. И долгое время говорил исключительно на русском языке.
По словам самого музыканта, вплоть до февраля 2014 года 75% его выступлений были на российской сцене. Потеряв восточный рынок, такие деятели искусств, как Скрипка, оказались никому не нужными на Западе.
Пребывание во Франции еще в 1990-е годы завершилось для «ВВ» вынужденным возвращением в Киев с последовавшим далее триумфальным продвижением на музыкальной сцене России. Надежды же надолго укорениться в европейской музыкальной среде рухнули очень быстро.
И хотя лидер группы «ВВ» стал кавалером французского национального ордена — ордена Заслуг (награду ему вручил посол Франции в Украине), это может разве что тщеславие потешить. Потому что факт остается фактом: основные рынки для украинского продукта, включая и шоу-индустрию, находятся не на Западе. Потеряв доступ к ставшим уже традиционными рынкам, этот музыкально одаренный бывший инженер завода «Квант» испытывает сильнейшую фрустрацию, выход из которой находит в выпадах против на самом деле таких же, как и он сам, русскоязычных украинцев.