«Очищение власти» или политические репрессии: состоится ли на Украине люстрация люстраторов
«Очищение власти» или политические репрессии: состоится ли на Украине люстрация люстраторов
© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанк
В расширенный список должностей, подпадающих под люстрацию, по предложению Зеленского, войдут:

  • президент Украины;
  • члены Кабинета министров;
  • все народные депутаты;
  • спикер Верховной Рады;
  • генеральный прокурор;
  • глава Службы безопасности Украины;
  • глава Антимонопольного комитета;
  • глава Фонда госимущества;
  • глава Государственной фискальной службы;
  • глава Государственной пограничной службы;
  • секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины;
  • руководители оборонных предприятий.

Отмечается, что под люстрацию подпадают все лица, занимавшие эти должности с 23 февраля 2014 по 19 мая 2019 года. Команда Зеленского начала занимать свои должности уже после указанной даты.

Закон о люстрации начал действовать в октябре 2014 года. Он ограничивает право для высокопоставленных чиновников и судей времен четвертого президента Украины Виктора Януковича занимать должности в органах государственной власти на 5-10 лет. Под его действие подпали более миллиона человек.

Фактически данный закон означал увольнение из госструктур только по политическому признаку. И он действительно сопровождался расправами «активистов» националистических организаций над теми или иными чиновниками. В 2014-15 гг. по стране прокатилась волна «мусорных люстраций», когда националисты забрасывали людей в мусорные баки.

Закон был раскритикован Европейской комиссией «За демократию через право», известной также как Венецианская комиссия. Еще в декабре 2014 года глава комиссии заявил, что закон необходимо радикально переработать, чтобы привести его в соответствие с европейскими стандартами. Основные требования комиссии — персональная ответственность при применении люстрации, а также проведение люстрации судей на основании отдельного, а не общего закона.

Действующий же закон может рассматриваться национальными и международными судами как нарушающий права человека. Несмотря на это, в Киеве проигнорировали замечания комиссии, даже не предоставив ей проект изменений в закон.