Мюнхенская речь Лукашенко. Президент Белоруссии не предлагает, а настаивает
Мюнхенская речь Лукашенко. Президент Белоруссии не предлагает, а настаивает
© Sputnik / Виктор Толочко | Перейти в фотобанк
Заём в 1 миллиард долларов будет направлен именно на рефинансирование. В будущем году Белоруссия вернет России 3,6 млрд долларов. И вдруг Минск возобновил переговоры с МВФ.

Таинственный визит

Переговоры белорусских властей с МВФ были заморожены прошлым летом, а президент Лукашенко публично поставил точку, сказав, что не будет делать граждан своей страны заложниками международных кредиторов. Отказ от кредита МВФ в Минске подтвердили в сентябре месяце сего года. Вот почему приезд 5 ноября в столицу Белоруссии миссии фонда был сюрпризом.

В начале осени Лукашенко искал страховочный вариант на случай, если договориться с Путиным о рефинансировании белорусского долга не удастся. Объем просроченных платежей по долгу перед Россией вырос на 3,5 млрд долларов. Правда, Москва регулярно рефинансирует предоставленные Минску кредиты. В 2019 году эта сумма, согласно достигнутым в Могилёве договоренностям, могла составить 630 млн долларов. Россия дала даже больше — миллиард.

Так что вопрос был закрыт. И три миллиарда долларов от МВФ именно сейчас уже не нужны: не горит. Но делегация наблюдателей все равно приехала осматривать экономику потенциальной страны-заёмщицы. 12 ноября глава миссии Жан Миньян на встрече с депутатами белорусского парламента не жалел комплиментов состоянию экономики страны. По его словам, МВФ положительно оценивает ее стабильность. И напоминает, что именно поэтому самое время застраховаться от рисков.

К чему склоняет Минск Жан Миньян

В дипломатии, особенно кредитной, комплименты — всегда прикрытие критики. А критика — это условия, которые предъявляет кредитор. Итак, глава миссии МВФ, закончив с комплиментами, перешел к условиям. Миньян раскритиковал то, что экспортный рынок 60% белорусской продукции сконцентрирован на территории трех стран-партнеров, из которых 45% — это Россия. Минус, с точки зрения МВФ, и то, что Москва субсидирует белорусскую экономику в размере 10% ВВП. С точки зрения миссии фонда — это очень много.

Жизнь на чаше весов: Первый белорусский «бацька» и русский партизан Пётр Машеров
Жизнь на чаше весов: Первый белорусский «бацька» и русский партизан Пётр Машеров
© РИА Новости, Юрий Абрамочкин | Перейти в фотобанк
Жан Миньян, скорее всего, не в курсе того, что этими словами он сделал больно всем тем, кто в дискуссиях привык преуменьшать заслугу Москвы в том, что Александру Лукашенко много лет удается сохранять в Белоруссии маленький советский социальный островок, где посреди бушующих кризисов и дефолтов еще живы бесплатное здравоохранение и прочие достижения СССР. Важно знать: МВФ тоже считает, что Россия содержит Белоруссию. И изменение Москвой налоговой политики может оказать очень заметное влияние на Минск.

В цифрах это выглядит так: когда российское содержание стратегическому партнеру однажды достигло 17% ВВП, рост экономики Белоруссии держался на уровне 7%. Но когда субсидирование упало, сократились и темпы роста. Это показатель прямой зависимости и очень значительной связи. И хотя Жан Миньян подчеркнул, что для него важна кредитная история и перспективы возврата денег МВФ, осадочек остался, поскольку намек на нежелательность «слишком» большой дружбы с Россией ну слишком понятный.

Опасные долги

Несмотря на весьма жесткую вертикаль экономической власти и прямое управление экономикой, Белоруссии не удалось стать самодостаточной страной. Это факт. Самая главная проблема — кризис сбыта и, соответственно, неплатежей внутри страны. Каждое государственное предприятие, вплоть до энергетиков, в конце каждого финансового года думает, как засчитать долги партнеров. Если заказчик, покупатель, потребитель не платят, то в Белоруссии не принято подавать в суд и выносить сор из избы. И заказчик, и подрядчик, и поставщик, и производитель — все в одной лодке — государственной.

Слова «приватизация» и «олигарх» в Белоруссии ругательные, и вслух их произносить не рекомендуется. Поэтому страна берет кредиты за рубежом. Больше внутренних долгов — больше внешних заимствований. В 2019 году Белоруссия должна выплатить 5 миллиардов зарубежным заимодавцам. Это примерно 516 долларов на каждого гражданина страны. Долговая нагрузка на Белоруссию составляет уже более 50% ВВП. Этот уровень считается серьезным риском. Выше этот показатель только у Украины — 70%. Высокую внешнюю задолженность миссия МВФ тоже заметила. Ее сложно не заметить.

Почему Минск отказывается брать деньги МВФ

Отношения Минска и Нью-Йорка имеют достаточно богатую историю, чтобы у Александра Лукашенко были какие-то иллюзии относительно того, чего на самом деле хочет кредитор. Он хочет трансформации экономики Белоруссии по западным лекалам для перевода в статус «страны четвертого мира». Как на Украине. Это приватизация, свободные цены, повышение коммунальных тарифов до уровня ЕС и так далее. Важно понимать, что за чисто экономическими требованиями обязательно следуют политические. Но в случае с Белоруссией не нужно сомневаться, что даже на повышение тарифов Лукашенко не пойдет. Хотя есть нюансы.

Официальная причина отказа от кредита  — именно цены на услуги ЖКХ. Но на самом деле они — прикрытие. Потому что повышение тарифов ЖКХ и так происходит каждый год, кроме цен на отопление. Они заметно ниже, чем в России и тем более на Украине. Но сравнивать граждане Белоруссии возможности не имеют. Отопление дешевое только благодаря российским субсидиям. Хотя и его население косвенно оплачивает почти полностью. Перекрестная оплата ЖКХ означает, что население за отопление платит меньше, а предприятия — больше.

Потом предприятия закладывают этот рост в себестоимость продукции. Что видно по медленному, но неуклонному росту цен. Незаметным этот процесс делает жесткий валютный курс, который Минск выработал в процессе многолетней борьбы с гиперинфляцией. Поэтому со времени деноминации 2016 года стоимость белорусского рубля держится на стабильном уровне и о том, что еще недавно потребители оперировали «миллионами», все уже забыли.

Прицел на 2020 год

Не дергай тигра за усы. Что ждет Украину, если Белоруссия перестанет поставлять ГСМ
Не дергай тигра за усы. Что ждет Украину, если Белоруссия перестанет поставлять ГСМ
© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанк
Перемен в Белоруссии опасаются. Слишком свежа память о тех самых миллионах на руках у населения, слишком ярко последствия сотрудничества с МВФ видны белорусам на примере Украины. Но экономика страны переживает не лучшие времена, и ситуация в ней не становится лучше. Пока кризис удалось заморозить. Но, выбирая между Москвой и Нью Йорком, в Минске понимают, что если отказаться от госсектора и бюджетной поддержки госпредприятий, то будут утрачены рычаги влияния на население. То есть власть.

В 2020 году в Белоруссии состоятся выборы президента страны. Мало кто сомневается, что им вновь станет Александр Лукашенко. Есть альтернативные прогнозы, особенно в России, но реален только шестой срок нынешнего президента. Очевидно, что зависимость от внешних кредитов при не растущей экономике Минск считает хронической, но решаемой проблемой. И собирается закрывать этот вопрос и дальше, как сейчас. На 2018-2019 годы перекредитоваться удалось.

А что будет в 2020 году и дальше, пока не известно никому. Поэтому держат переговоры с МВФ в перманентном состоянии, на всякий случай.

Если в 2020-м ситуация в экономике будет кризисной, а Россия по тем или иным причинам резко урежет субсидии и перестанет давать кредиты, то Лукашенко может использовать МВФ в любой момент — его представители готовы. Другое дело, что условия они менять не станут. МВФ понимает, что время работает не на пожилого лидера Белоруссии. И ждет своего часа.