Культура

Мастер эпизода и гений голоса. Памяти Народного артиста РФ Игоря Ясуловича

В субботу, 19 августа, ушел из жизни советский и российский актер, театральный педагог и мастер озвучки, народный артист Российской Федерации Игорь Ясулович
Подписывайтесь на Ukraina.ru
Об этом сообщила пресс-служба Российского института театрального искусства (ГИТИС), в котором Ясулович преподавал с 1992 года на факультете музыкального театра.
Еще в июне мастер выпустил курс актеров музыкального театра, а в середине июля был госпитализирован в одну из московских больниц. Семья актера была против обнародования подробностей его болезни, а буквально неделю назад его сын, Алексей Ясулович, сообщил российским СМИ, что актер выписан из больницы.
«Его высочество занят важнейшими делами! Он проводит экстренное совещание! Его вообще там нет!» — восклицает Игорь Ясулович в роли слуги герцога в одном из самых известных и цитируемых эпизодов остросатирической комедии Марка Захарова «Тот самый Мюнгхаузен» по сценарию Григория Горина (более популярны разве что финал фильма и сцена с объявлением войны Англии).
Ясуловича в прессе долгие годы было принято называть «гениальным мастером эпизода».
И действительно, короткие, но незабываемые образы актера в «Самой обаятельной и привлекательной», «Майоре Вихре», «12 стульях», «Бриллиантовой руке» или «Гостье из будущего» вспомнит любой советский/российский кинозритель.
Одесская область и Одесская киностудия
Волею судьбы в детстве актер оказался в Одесской области — в городе Измаиле. Ранние годы жизни его в целом прошли в постоянных переездах.
Родился Ясулович в немецком поселении Рейнсфельд в 1941 году — в эвакуации, когда из района были эвакуированы этнические немцы. Теперь это село Залесье Кошкинского района Самарской области.
Сергей Иванов: актёр двух ролей
Отец актера был военным, инженер-капитаном 1-го ранга, принимал участие в Великой Отечественной войне — так семья оказалась в Одесской области: отца назначили начальником технического отдела Дунайской флотилии.
Об отце Ясулович вспоминал немного, зато рассказывал о матери: в его воспоминаниях она всегда очень строгая и принципиальная женщина.
«У моей мамы Анны Алексеевны был строгий характер. Видимо, поэтому я и по сей день не люблю расхлябанности и всегда требую от студентов дисциплины, поскольку в нашей профессии без дисциплины нельзя. Но это к слову.

Одно время мы жили в Таллине (мне было десять лет), и я помню неукоснительный порядок, который мама установила, причем никакие капризы и желание увильнуть не спасали.
Например, по выходным мы с братом производили уборку, и в мои обязанности входило мытье полов. Пол в квартире был дощатый и приходилось усердно его тереть, чтобы придать хоть какой-то свежий вид старым доскам.
Еще я ходил на рынок. Не могу сказать, что мне это нравилось, но сейчас понимаю, что в этом был элемент воспитания», — рассказывал актёр в интервью изданию «Театрал».
Измаил он описывал с теплотой, вспоминал его крепость:
«Когда я подрос, мама перестала быть чрезмерно строгой и отношения строились на взаимном доверии. Мы с братом вдруг почувствовали, что у нас стало больше свободы.
А когда поселились в Измаиле, то и вовсе целый день были предоставлены сами себе: там сохранились остатки крепости, которую штурмовал Суворов, и мы дворовой компанией лазали по ее валам и рвам.
К обеду и ужину я всегда приходил вовремя и вообще был довольно послушным, но однажды маму крепко удивил, когда после выпускного вечера прогулял всю ночь до утра. Ну и влетело же мне за это! Причем от обоих родителей сразу».
Мать, по его словам, сетовала, что сын выбрал творческую профессию, а не «нормальную» — инженера.
С актерской профессией он определился в Таллине, где начал заниматься мастерством у художественного руководителя драматического театра Ивана Россомахина. Оттуда Ясулович уехал уже в Москву — поступать во ВГИК.
Впоследствии он будет там преподавать — одновременно с ГИТИСом и многочисленными заграничными мастер-классами: в Колумбии, Великобритании, Ирландии.
И в Одесскую область, и в Эстонскую ССР актер неоднократно вернется снова — на съемки в Одесской киностудии, а также в картинах, в которых прибалтийские республики играли «Европу».
Мужество и любовь: Михалков рассказал о режиссерах и актерах из стран НАТО, приехавших в МосквуС 20 по 27 апреля в Москве проходит 45-й Московский международный кинофестиваль (ММКФ), в котором участвуют представители 35 стран, в том числе, стран Евросоюза, Скандинавии, США
Кино и голос
«Ехали в трамвае Ильф и Петров», фильм-сказка «Руслан и Людмила», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Гардемарины, вперед!», «Королева Марго», «Маленькая принцесса» — в этих фильмах Ясулович сыграл заметные, яркие и разноплановые роли.
Последние фильмы с его участием вышли совсем недавно — в 2021 году. Самой яркой премьерой из них стал военный фильм Александра Котта «Седьмая симфония» о том, как композитор Дмитрий Шостакович написал свою «Ленинградскую» симфонию, посвятив ее городу в блокаде.
Фильм оказался довольно далек от исторической действительности, но был хорошо воспринят критиками и зрителями.
Другой и важной стороной творчества Игоря Ясуловича стала озвучка отечественных и зарубежных фильмов.
Сюрпризом для многих станет факт, что Игорь Старыгин, сыгравший Арамиса в «Д`Артаньяне и трех мушкетерах» Георгия Юнгвальд-Хилькевича, Геннадий Ялович в «Кин-дза-дза» Георгия Данелии, герои мультфильмов «Волшебник Изумрудного города» и «Князь Владимир» — совершенно не похожие друг на друга — говорят голосом Ясуловича.
Его же голос звучит в русском дубляже «Пятого элемента» Люка Бессона, «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?..» Сидни Поллака, «Списке Шиндлера» Стивена Спилберга, многих других фильмах, и даже в мультфильме «Шрек навсегда».
«Считаю, что это безмерно талантливый человек, который очень много сделал в искусстве и в театральном, и в кинематографическом. Он был какой-то удивительно доброй души человек — щедрый и на советы актерские, и на свои знания.
Еще на одного хорошего человека стало меньше, боже мой. Он всегда улыбался, всегда что-то интересное рассказывал.
Не было такой ситуации ни разу, чтобы, встретившись с ним, ты не узнавал что-то новое. Всегда чем-то он тебя одаривал из области своих знаний.
Всегда с ним было приятно общаться, всегда его улыбка вдохновляла. От него светлее на душе становилось», – в числе многих других некрологов и воспоминаний рассказала изданию «Известия» советская и российская актриса Елена Проклова, узнав о смерти друга и коллеги.
Рекомендуем