В российском медийном пространстве делается слишком мало для мобилизации общества и победы, а всем звездам стоит поехать выступать в Донбассе и других новых территориях.
Такое мнение в интервью изданию Украина.ру выразил бизнесмен, музыкальный продюсер, основатель группы "Земляне" Владимир Киселёв.
– Владимир Владимирович, я хотел бы начать с вопроса о вашей акции – вознаграждении военнослужащим за подбитую иностранную технику, в частности, немецкие танки Leopard. Расскажите, пожалуйста, как родилась эта идея, как она реализуется?
– Эта идея не появилась. Мы лишь следуем примеру наших отцов и старших товарищей, как бы высокопарно это не звучало: во время Великой Отечественной войны многие советские артисты – [Клавдия] Шульженко, [Лидия] Русланова, [Леонид] Утёсов – собирали деньги на вооружение, на тяжелую технику. Так что, я подумал, по их примеру: было бы неплохо, чтобы наши звезды, наши артисты сделали такой вклад в победу.
– Это была ваша идея?
– Безусловно, это была моя идея. Откликнулись на нее, по понятным причинам, музыканты группы "Земляне", Гриша Лепс, Антонов Юрий Михайлович, Коля Басков, Елена Север. Но печально, что пока нет отклика у других наших коллег. Это вызывает у меня оторопь: каждый находит какие-то свои причины.
– Вы предлагали поучаствовать другим музыкантам?
– Да, мы предлагали многим, и дело не только в этом: мы сами готовы поучаствовать в любых инициативах от наших коллег. И я не думаю, что для них столь обременительна именно финансовая составляющая. Но, тем не менее, пока особого желания у наших коллег мы не видим. Но, конечно, я надеюсь, что раскачаются.
– На "Русском радио", насколько я знаю, выступала Наталья Качура – певица из Донбасса. Вы приглашали других артистов из новых территорий?
– Сразу вам скажу: у нас выступает не только она, но и многие другие. На фестивале "Белые ночи" мы сейчас провели специальный день патриотической песни, что, безусловно, ставит некие вопросы: почему мы – частная компания, частная радиостанция, частный фестиваль – отдаем должное нашим донецким коллегам, а фестивали на государственных грантах – нет. Как пример – VK-fest, который проходил только в центральных городах России.
В чем для них трудность, сделать дни патриотической песни? А у них на сцене тиражировался и [Алишер] Моргенштерн*, и другие люди, которые чуть ли не признаны иноагентами. Это – абсолютная дикость. Вы посмотрите "Бесогон" Никиты Сергеевича Михалкова, который в открытую показал присутствие на сцене тех, кого я даже перечислять не хочу.
А самое главное – почему фестиваль, который проходит на деньги государства, не может проходить в Донецке, Луганске? Хотя бы ближе к зоне СВО. Мы ведь там проводим мероприятия, концерты, акции. Вот это вызывает ощущение дикости.
– Донецк и Луганск, все же, обстреливаются.
– Серьезно? Как вы хорошо осведомлены, я тоже читаю газеты. Вы меня хорошо слышите? Я вам только что сказал, что, в отличии от вас, мы там бываем, мы там выступаем. Более того, мы выступали даже на площадях в Херсоне. Да, обстреливают. А что люди, которые там воюют, они тоже должны оттуда смотаться из-за обстрелов?
Мы приехали и выступали для наших воинов, и привозили им гуманитарную помощь. И не так, как некоторые – фамилии, надеюсь, вы знаете не хуже меня – приезжают и разгружают коробочки своими ручками напомаженными, а мы эти благотворительные трайлеры сами собираем, комплектуем и привозим. Так что, и фестиваль VK-fest мог бы съездить и выступить туда. А вы спрашиваете, почему не поддержали мою инициативу выплачивать деньги за тяжелую технику. Вот поэтому и не поддержали! Что я должен сказать? Что они трусы и предатели? Я не имею права – не суди, да не судим будешь.
Знаете, в журналистских кругах, когда не очень уверен в своей правоте, прячутся за формулировкой "А это – мое суждение". А у меня нет суждений, я называю факты.
Мы сегодня видим, как поступают украинские артисты, наши коллеги, и это очень печально. Потому что все эти годы украинские руководители культуры и идеологии воспитывали артистов: "Воплі Відоплясова", "Бумбокс", "Океан Ельзи" не только поехали на фронт, но и содержат, и финансируют свои воинские подразделения.
А у нас получается, что, все наши большие звезды сбежали из страны. Но это же не только их вина: это вина тех, кто руководил, воспитывал их, финансировал, поддерживал. Мои недруги пытались сказать, что я поднимаю эту волну, потому что обойден их грантами. Ничего подобного, я их просто не беру.
Я считаю подлостью, брать деньги за верность родине. А эти гранты дают непонятно кому – артистам, которые выступают за тридевять земель от зоны спецоперации, и, самое страшное – никто из них не поехал на линию боевого соприкосновения бесплатно. Все за гонорары.
Поэтому мы смотрим на украинцев, (хоть я их и не поддерживаю), и завидуем им: там так воспитан патриотизм творческой элиты… Все эти годы там была активная идеологическая работа, не разделяли артистов на своих и чужих.
– Но ведь есть же обратная сторона: такое политизированное общество становится радикальным…
– Да, и группы, которые назвал едут на фронт, финансируют свою армию – и не только эти полтора года, но все восемь лет. Я в 2015 году поднял бучу, написал нашему руководству, что мы проваливаем идеологическую работу, что у нас здесь одни украинские и закавказские артисты. Русским артистам нет возможности выйти. Украинские артисты, которые здесь выступали отдавали до 20% своих заработков на АТО, и не давали пробиться русским.
По поводу идеологии, и всего прочего: а кто нам мешает это? Вы думаете, сейчас будет не тоже самое? Вы считаете, что нам не нужно заниматься патриотическим воспитанием?
– Я говорю, что этот процесс на Украине привел к радикализации общества.
– А нам плохо разве, если у нас приведет? Мы сейчас будем делать это, но делать, опоздав на 8 лет.
А что, разве в Америке не поет Born in the U.S.A Брюс Спрингстин? Не поет песню We`re an American Band группа Grand Funk Railroad? Не поют песни с американским флагом? А мы, что? С кем мы считаться должны? Они – радикалы, а мы кто? Толстовцы? Щеку подставляем под удар? Вот и имеем то, что имеем. Это все равно будет, невозможно обойтись без этого.
– Можете привести какие-нибудь исторические параллели с нынешней ситуацией в российской культуре, эстраде?
– Мы же помним похожую историю, но в обратную сторону: так называемы "философский пароход". Тогда убрали всю интеллигенцию из России в 24-25 годах. Мы говорим, что [Иосиф] Сталин – тиран, но всех этих людей в 30-х годах пригласили обратно, помогли вернуться назад. Понимали: что душеприказчики, идеологи, повелители душ нужны стране, потому что за ними идет масса.
Это ведь исторический факт, о том, что Александр Довженко, [Александр] Александров, [Владимир] Маяковский, [Сергей] Есенин – Сталиным, а я абсолютно убежден, что он – тиран, были посланы в Европу, в Америку, проходили там творческие стажировки, образно говоря.
Они смотрели там, как работает Голливуд, как работает культура, и, вернувшись домой, создали "Цирк", "Кубанские казаки", "Волга-Волга" - величайшие произведения. Так что, да, были примеры, только мы на этих примерах не учимся.
*Лицо выполняет функции иноагента в РФ
13 апреля 2023, 17:56История
"Украинская трилогия" Александра Довженко: прорыв в мировой кинематограф