Культура

"Алые паруса — 2023": о чем мечтают российские школьники во время войны?

В ночь с 24 на 25 июня в Санкт-Петербурге прошел 50-й, юбилейный фестиваль выпускников "Алые паруса"
Подписывайтесь на Ukraina.ru
Суббота вышла в целом тревожная. В течение всего дня приходили новости о том, что «мятеж Евгения Пригожина» распространился на какой-нибудь новый город, регион, в Москве и на юге переносили мероприятия, в Ростове-на-Дону происходили и вовсе резонансные события, но «Алые паруса» в Питере — состоялись.
В городе на Неве хотя и переживали по поводу происходящего, но праздник ждали с нетерпением. Невский проспект, Дворцовая и Петроградская набережные заранее были перекрыты для проезда автомобилей, что у некоторых гостей города вызывало легкую тревогу, но местные благодушно отмахивались: «Алые паруса» ведь! Так каждый год.
И с каждым годом мероприятие бьет все российские и международные рекорды, собирая все больше и больше гостей, совершенствуя шоу фейерверков, концерт, церемонию, организацию праздника.
Едва ли праздник 2023 года напоминает первый, исторический, прошедший в белую петербургскую ночь 27–28 июня 1968 года. Концерт тогда проходил во Дворце пионеров имени Жданова (сейчас он называется Дворцом творчества юных), а кроме песен, танцев и парусника выпускников развлекали конкурсами, розыгрышами призов, прогулками на речном трамвайчике.
Ответственная роль у ведущих праздничного концерта: в разные годы она выпадала Ивану Урганту, Сергею Лазареву, Александру Гудкову*, Ольге Шелест, Алсу [Абрамовой] и другим звездам телевидения. В этом году ведущими стали Ида Галич и петербуржец Дмитрий Хрусталев: о любви к родному городу он говорил много и эмоционально. Музыкальная программа, впрочем, восхитила не всех: некоторые вчерашние школьники ждали совсем других исполнителей. Хедлайнер мероприятия — советская и российская рок-группа «Чайф» больше впечатлила взрослую аудиторию, а выпускники восторженными визгами и аплодисментами встретили певиц Тосю Чайкину, Юлианну Караулову, группу The Hatters.
Юлианна Караулова
Танцующие на концерте выпускники в основном одеты в джинсы, свободные юбки и удобные футболки: совсем мало мы встретили девушек в вечерних платьях и локонах, а парней — в костюмах. Однако один молодой человек в костюме, что называется, с иголочки, рассказал, что программа концерта — совсем не то, что он ожидал, ему хотелось бы, чтобы прозвучала русская классика, чтобы выступил симфонический оркестр и чтобы непременно были романтичные медленные танцы:
«Что же это за концерт, в самом деле, в Санкт-Петербурге — и без Чайковского
Чайф
Другая группа ребят поделилась тем, что очень ждали SHAMAN’а (Ярослав Дронов): он, по словам ребят, настоящий символ российской молодежи, а то, что на «Алые паруса» его не позвали, — странно и подозрительно.
Дети из ДНР: «Мы были в шоке, потому что все прохожие махали нам в ответ»
На праздник, как и в прошлом году, власти Петербурга пригласили выпускников из Донецкой Народной Республики: больше всего приехало детей из Мариуполя, и они (в отличии от местных выпускников) в совершенно неоспоримом восторге.
«Ждем впечатлений!» — единогласно признаются ребята, хотя и выглядят довольно уставшими после долгой дороги.
«По сравнению с нашим родным Мариуполем, в Питере, конечно, невероятно красиво. Но не только Питер, мы ехали по окраинам Москвы и Воронежа — там такая красота, я представить себе не мог!» — рассказывает парень по имени Богдан.
«Еще в автобусе, до питерских подарков, мы впечатлились, как радостно нас встречают!» — подхватывает другая девушка из Мариуполя, Марина.
«Мы махали руками и нам махали в ответ, посылали воздушные поцелуйчики, сердечки, я чуть не расплакалась.»
«Я очень, всегда мечтала о Санкт-Петербурге! Простите, что я плачу, но, боже мой, я увидела Исаакиевский собор и Медного всадника!» — восклицает еще одна девочка из Мариуполя, Алина, и действительно плачет, рассказывая нам об этом.
Письма на фронт, билеты в Тбилиси: о чем мы поговорили с выпускниками
Компания вчерашних школьников из Невского района Санкт-Петербурга — как раз те ребята, которые очень ждали SHAMAN’а. Без каких-либо наших расспросов они сами объясняют: «SHAMAN — очень классный парень, потому что он за Россию, ну и поет хорошо. Это важно, мы же тоже за Россию!» — говорит Егор.
Его вчерашняя одноклассница, Дарья, очень серьезная девушка, просит товарищей не шутить и не смеяться и рассказывает о том, что, если ты «за Россию» — мало слушать патриотическую музыку:
«Я ходила в Петропавловскую крепость на митинг в честь присоединения новых областей, и это было самое радостное и дружелюбное мероприятие, на котором я когда-нибудь бывала. Мы поднимали флаги, пели песни, это было так хорошо.
Если честно, мне бы очень хотелось съездить туда, посмотреть все своими глазами: мои знакомые волонтеры бывают в Луганске и Запорожской области. Когда Крым присоединили, я поехала на следующий год и своими глазами видела, как там все начало меняться. Я бы очень хотела увидеть, что в новых регионах сейчас тоже так».
Класс, в котором учились Дарья и Егор, кроме прочего, писал и отправлял письма и посылки на фронт: в письмах, рассказывают ребята, поздравляли с праздниками — с Днем Победы, — благодарили за «то, что они нас защищают, за мирное небо».
Перед самым шоу фейерверков мы пообщались с Соней и Иваном, которые переехали в Петербург из Пермского края, как говорит сам Иван, «из маленького поселка, который такая дыра, что нет смысла его называть».
Соня и Иван оба мечтают поступать на юридический, и очень бояться провалить экзамены, особенно парень: больше всего ему не хотелось бы попасть в армию. Работать ему бы хотелось юристом в авиации, уже сейчас Иван прошел обучение и подрабатывает в международном аэропорту Пулково.
Самое прекрасное, что есть, — путешествия, общение с людьми из разных стран, знакомство с чужими традициями, и все вот эти милые мелочи, которые в своей культуре не замечаем. А теперь всего этого нет и не будет, у нас самолеты летят в четыре страны: Армения, Грузия, Турция, Катар. Я думаю, это катастрофа, Россия попадает в какую-то бессрочную и беспросветную изоляцию. Вы вообще видели билеты в Тбилиси?! В Тбилиси — и те по 200 тысяч. Катастрофа.
Соня с другом согласна: тоже мечтает путешествовать, хотела бы увидеть Флоренцию и Милан, но «теперь уже только Минск нам светит», разочарованно рассказывает девушка. Обо всем, происходящем в стране, и о спецоперации ребята говорят осторожно: очевидно, боятся последствий за случайно брошенную реплику. Впрочем, одной историей они поделились охотно: в их классе училась девочка из Луганска, а прошлой осенью из прифронтовых поселков в Петербург приехали ее родственники, и одноклассники всем миром собирали им гуманитарную помощь, водили на экскурсии по родному городу, постоянно приносили что-нибудь, чтобы порадовать переселенцев.
«Что бы мы все не думали, но люди выбрались буквально из ада, мы же не можем не поддержать их», — признается Соня.
В пестрой толпе выпускников мы встретили также троих парней, на плечи которых накинуты триколоры:
— Мы сами местные, но самое главное в этом празднике — это то, что мы все тут объединяемся, все едины, — говорит один из парней.
— Мы тут пообщались с парнями из разных городов, и все такие умные, приличные, воспитанные — настоящие русские! Сами же знаете, что сейчас происходит, нам просто необходимо сейчас всем объединиться, иначе государство просто не сможет существовать.
На наши вопросы о планах после школы ребята отвечают дружно:
— Конечно, очень хотим поступить. Но если не получится — в Донбасс, родину защищать, это же очевидно.
Самое яркое — в конце. Впечатления от встречи, церемоний и концерта все-таки померкли и у нас, и у вчерашних школьников, когда на Дворцовой площади, у волнующейся Невы и разведенного Дворцового моста, наконец, началось грандиозное шоу фейерверков.
С самого первого года проведения фестиваля на празднике звучит только русская музыка: один из негласных гимнов «Алых парусов» — увертюра к фильму «Дети капитана Гранта» Исаака Дунаевского, в разные годы звучали симфонические произведения Сергея Прокофьева, Эдуарда Артемьева, Антона Грызлова.
Шоу фейерверков в этом году сопровождали песни, которые единодушно подпевала многотысячная толпа: это и песня мушкетеров из советской экранизации Дюма (композитор — Максим Дунаевский), и песня группы «Самоцветы» «Все, что в жизни есть у меня», а легендарный парусник проплыл перед восторженными выпускниками под симфоническую обработку всем знакомой песни группы «Браво» «Этот город».
Алые Паруса
Алый цвет парусов Александр Грин, автор феерии, подарившей фестивалю название и идею, считал цветом ликования, «осознанной радости бытия». Такой в представлении Грина была сбывшаяся мечта: огненно-яркой, притягательной, поэтичной, словно парусник, который каждый год встречают восторженные крики питерских выпускников, — глаз не оторвать.
Абсолютно все гости и участники праздника единодушны в своих эмоциях: самый прекрасный подарок фестиваля — почти получасовое шоу салютов и фейерверков. Увидеть нечто подобное снова — мечта каждого, кто в эту светлую и радостную ночь был на Дворцовой набережной Петербурга.
*Лицо выполняет функцию иноагента в РФ.
Рекомендуем