Журналист Мартин Вулф проанализировал итоговую декларацию саммита «Большой семерки», который накануне закончился в японском городе Хиросима.
Он пришел к выводу, что западные лидеры попытались упаковать в этот расплывчатый текст все проблемы современности, за создание которых они в значительной мере и отвечают.
Однако западные страны больше не формируют глобальную повестку, а их экономическое могущество постепенно размывается. Несмотря на утверждения о том, что мир по-прежнему находится под контролем США и Европы.
«Это очень обстоятельный документ. Чего там только нет: Украина, разоружение и нераспространение, Индо-Тихоокеанский регион, глобальная экономика, изменения климата, окружающая среда, энергетика, включая экологически чистую энергетику, торговля, продовольственная безопасность, здравоохранение, трудовые ресурсы, образование, цифровая сфера, наука и техника, гендерные вопросы, права человека, беженцы, миграция и демократия, терроризм, жестокий экстремизм, транснациональная организованная преступность.
Это коммюнике на 19 000 слов читается как манифест мирового правительства. Но от нечеткого списка пожеланий проку мало. Когда все становится приоритетом, приоритеты исчезают.
Это коммюнике на 19 000 слов читается как манифест мирового правительства. Но от нечеткого списка пожеланий проку мало. Когда все становится приоритетом, приоритеты исчезают.
Более того, однополярное правление Соединенных Штатов Америки и экономическое господство "Большой семерки" отправились на свалку истории. Да, "Семерка" по-прежнему является самым мощным и спаянным экономическим блоком в мире. Но в период с 2000 по 2023 год ее доля в общемировом ВВП снизилась с 44 до 30 процентов», — пишет автор Financial Times.
Он напоминает о стремительном прогрессе Китая, который закрепляет за собой статус ведущей мировой экономики и активно занимается налаживанием внешнеэкономических связей во всех странах мира.
Журналист считает, что попытки «сдержать» китайских конкурентов — в частности, путем искусственной эскалации ситуации вокруг Тайваня — не приведут американцев к успеху.
На Пекин ориентируется все больше крупных государств, которые видят в нем альтернативу США. И они постепенно формируют глобальный экономический блок, который значительно превосходит «Большую семерку» по демографическим показателям — ключевому фактору успешного экономического развития.
«Уже 19 государств подали заявки на вступление в БРИКС, куда уже входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР. Когда Джим О’Нил в 2001 году придумал аббревиатуру БРИКС, он думал, что это будет просто экономически значимая категория стран. Но сегодня БРИКС становится значимым всемирным объединением.
Ясно, что его членов сплачивает желание не попасть в зависимость от капризов и прихотей США и их ближайших союзников, которые последние два столетия господствуют в нашем мире.
Как долго G7, в которой всего 10 процентов мирового населения, сможет сохранять это свое господство, и должна ли она это делать?» — задается вопросом Вулф.
Подобные оценки звучат сегодня от самых разных экспертов. Все они сходятся в том, что экономическое господство Запада подрывается его собственными империалистическими устремлениями, направленными на то, чтобы удержать в своих руках ускользающий контроль над планетой.
Политика экономических санкций и блокирования подпавших под них активов привела к резкому ускорению процессов дедолларизации мировой экономики. А это лишает Вашингтон его былого влияния на развивающиеся страны, которые налаживают между собой двусторонние равноправные контакты, уклоняясь от посредничества бывших колонизаторов, представленных в составе «Большой семерки».
«Стремление американской администрации использовать свою валюту в качестве оружия поставило под угрозу репутацию доллара и его восприятие в качестве резервной валюты.
Ведь основной принцип, на котором до сих пор держится международная финансовая система, заключался в достижении согласия относительно того, что США никогда не будут использовать свою валюту в качестве оружия, санкционного инструмента, механизма угроз.
При двух своих последних президентах США нарушили и даже разрушили этот принцип и этот консенсус. В этой связи большинство растущих развивающихся экономик обсуждают и внедряют новые механизмы, своп-соглашения, желая вместо доллара использовать национальные валюты в двусторонней и многосторонней торговле.
Тот факт, что доллар и международные системы денежных переводов, номинированных в долларах, а также механизм SWIFT являются частью международных санкций, заставил страны от Латинской Америки до Африки, от Персидского залива до Азии ускорить поиски новых предпочтений в области международных валютных операций и резервных валют.
Если кризис с потолком долга США не будет разрешен к 1 июня и опасения американских официальных лиц оправдаются, тогда впервые возникнет большой риск того, что "долларовая империя" затрещит по швам», — пишет известный экономист Керем Алкин, постоянный представитель Турции в Организации экономического сотрудничества и развития.
Внешнеполитическая активность западных лидеров, в том числе в направлении Украины, все больше похожа на попытку отвлечь внимание от многочисленных проблем, которые нарастают внутри западного блока.
Обозреватель американского издания The New York Times Питер Бейкер назвал только что завершившийся саммит «Большой семерки» клубом нелюбимых лидеров. Он обратил внимание, что все его участники имеют в своих странах рекордно низкие рейтинги общественной поддержки, что обусловлено последствиями экономического кризиса и инфляции.
Рейтинг президента США Джо Байдена упал до 42%, президента Франции Эммануэля Макрона поддерживают всего 25% французов, политику британского премьера Риши Сунака одобряют не более 33% его соотечественников, а рейтинг канцлера ФРГ Олафа Шольца опустился до 34%. Причем сейчас, на фоне новостей о начавшейся в Германии рецессии, он сразу упадет еще ниже.
«Мировое правительство» не может нормально править даже у себя дома. В этой ситуации западные лидеры сделали ставку на эскалацию украинского конфликта, в надежде сплотить вокруг себя избирателей и иностранных партнеров.
Но результаты этой стратегии пока что вызывают скепсис даже у лояльной и послушной западной прессы.