Неутомимый авантюрист-пастух – талантливый, что в тяжелом физическом труде, что в музыке становится дирижером джазового оркестра, а застенчивая, но голосистая домработница – певицей. Героев жду приключения, недоразумения, неловкости, а в конце – непременно – любовь и счастливый финал. С первого взгляда может показаться, что речь об итальянской commedia dell'arte, где предприимчивых и целеустремленных героев ждет счастье и награда, но музыкальный фильм Григория Александрова – из совсем иной эпохи.
В джаз-комедии "Веселые ребята" сошлись звезды самых ярких представителей социалистического реализма 30-х годов: ассистент и ученик Сергея Эйзенштейна Александров и главная красавица сталинской поры Любовь Орлова, мультижанровый композитор, уроженец Полтавщины Исаак Дунаевский и первый советский джазмен одессит Леонид Утесов (Лазарь Вайсбейн), выдающийся художник-постановщик Алексей Уткин, поэт-песенник Василий Лебедев-Кумач.
Принципиально новый жанр, совсем недавно сформировавшийся в молодом социалистическом государстве, впрочем, по своим смыслам был неизмеримо далек от классической европейской комедии: произведения соцреализма должны были быть народны, понятны, оптимистичны и идейно обоснованы: счастливый финал достигался не вопреки стечению обстоятельств, а благодаря справедливому социально-экономическому строю, для построения которого каждый житель страны приложил свои усилия.
Апофеозом киновыражения в соцреализме принято считать финал фильма "Цирк" 1936-го года с почти той же творческой командой: Александров, Орлова, Дунаевский, Лебедев-Кумач, и жизнеутверждающий сюжет, взятый из пьесы Ильи Ильфа, Евгения Петрова и Валентина Катаева "Под куполом цирка".
"Мы не отрываемся от действительности. Мы признаем действительность как арену нашей деятельности, как материал, как задание. Но этот реализм дает описание человечества со всеми темными эпизодами, которые были, со всеми ужасами феодального и буржуазного рабства или жестокостью наступающего, или отстаивающего свое существование капитализма.
Мы знаем, что эти формации были неизбежными ступенями, но которым общественное развитие шло к тем условиям, которые созданы сейчас в нашем Союзе, к тому, чтобы человечество вступило в царство свободы. Нам чуждо мелкобуржуазное отрицание действительности, мнимая борьба с ней путем ухода в мнимо–свободную фантастику", - объяснял нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский.
Среди самых ярких имен творцов советского соцреализма: скульптор Вера Мухина, живописец-баталист Митрофан Греков, писатель Максим Горький (Алексей Пешков), художник Фёдор Шурпин, написавший картину-поэму "Утро нашей Родины", изображающую Иосифа Сталина, и вдохновившую композитора Юлия Милютина и поэта Евгения Долматовского написать одноименную песню, посвященную вождю:
"Розовеют утренние дали,
Повернулась к солнышку земля.
Рано-рано встал товарищ Сталин
И пошел в бескрайние поля…"
Повернулась к солнышку земля.
Рано-рано встал товарищ Сталин
И пошел в бескрайние поля…"
"Радій же, земле!"
В Украинской ССР популяризацией и продвижением авторов-соцреалистов занимался литературный критик и писатель Борис Коваленко. Коваленко, впоследствии расстрелянный за контрреволюционно-националистическую деятельность, а позднее – реабилитированный, был в Киеве уважаемым литературоведом и критиком, к тому же – педагогом, заведующим кафедрой и членом ВКП(б).
Один из самых ярких украинских поэтов соцреалистов – Максим Рыльский – сегодня редко встречается в школьных программах. На Украине, как и в России, в последние десятилетия, в целом, принято довольно скептически относится к оптимистическому искусству сталинского СССР.
Для украинской поэзии в те годы традиционным стало прославление хлеборобского труда, крестьянского быта, природы плодородного края.
Радій же, земле! Пий напої грізні,
Приймай цілунок, як удар меча,
Впади в обійми радості залізні!
Приймай цілунок, як удар меча,
Впади в обійми радості залізні!
Вже виглядає з-за твого плеча
Нове життя, — і голос солов’їний
Крізь грім і грюкіт котиться і лине.
Нове життя, — і голос солов’їний
Крізь грім і грюкіт котиться і лине.
(хрестоматийное стихотворение Рыльского "Бегут отары")
Настоящий прорыв произошел в украинской драматургии. На смену авангардным театрам "Березіль" и театру Леся Курбаса, а также модерновым авторам – Лесе Украинке, Николаю Кулешу, Михаилу Коцюбинскому, Ольге Кобылянской приходят новые имена, драматургов Ивана Кочерги, Александра Корнейчука, Михаила Стельмаха.
Драматические произведения Ивана Кочерги – уроженца Черниговщины – теперь незаслуженно забыты украинскими театрами. Его "Свечкина свадьба" – настоящая симфоническая поэма о борьбе простых, но отважных людей с силами, что кажутся непобедимыми.
"Вот о какой свече рассказывает моя песня – о тихой свече любви и муки, которая погался в неравной борьбе одного человека и которая победно зажжена уже навеки – волей и силой многих", - описал сам писатель идею своей драмы.
В пьесе рассказывается о том, как киевские ремесленники с городских окраин боролись за право зажигать свет после получения городом Магдебургского права. Главная героиня Меланка – возлюбленная героя с говорящей фамилией Свечка, что, как девочка со спичками из сказки Андерсена сквозь бурю и непогоду должна донести одинокий огонек – иначе ее любимый будет убит – погибает, но Свечка берет из ее рук свечу, чтобы разжечь огонь городского восстания против феодальной власти.
Исторической основной для драмы послужил запрет зажигать в домах свет для горожан, введенный литовскими князьями в Киеве в 1494 году. 15 лет жители города не могли зажечь ни свечу, ни какой-нибудь другой светильник в темное время суток.
"Когда я смотрю на старый Подол (ремесленный квартал Киева – ред.) и перевожу взгляд на отроги киевских гор, на Андреевскую церковь и зеленые яры, – я не вспоминаю ни Ярослава, ни Андрея Боголюбского, ни Менгли-Гирея.
Я не вспоминанию ни Мазепу, который строил здесь дворцы и соборы, ни Петра Могилу, что высадил роскошный "вертоград" схоластической "мудрости" и благочестия, наплодив одновременно с тем бесчисленные своры черных монахов.
Нет, – это не волнует и не привлекает… Это все не то. Я знаю, что было что-то иное – такое знакомое и родное, что так до боли хочется вызвать из голубой дымки веков. Ведь там, в кривых улочках "Подолья", кипело 450 лет назад такая понятная и близкая нам – городская рабочая жизнь", - писал Кочерга.
Самым же знаменитым его произведением стала историческая драма "Ярослав Мудрый", написанная в годы Великой Отечественной войны, которую писатель провел в эвакуации в Уфе.
Другой украинский мастер соцреализма, прославившийся на всю огромную страну, (вы совершенно точно знаете его творения!) – скульптор Евгений Вучетич из Екатеринослава – впоследствии – Днепропетровска, который создал грандиозные монументальные скульптуры, известные каждому – "Родина-мать зовет" в Сталинграде (Волгограде), "Родина-мать" в Киеве, Воин-Освободитель" в Трептов-парке в Берлине, "Перекуём мечи на орала" в Нью-Йорке.
Изначально Вучетич задумывал триптих: киевский и сталинградский монументы должны были иметь "брата" на Урале, в Магнитогорске. Памятник "Тыл – Фронту", где рабочий передает красноармейцу выкованный меч, был построен, однако уже после смерти своего идейного вдохновителя: над ним работал ученик Вучетича Лев Головницкий.
Многократный лауреат всевозможных государственных наград, включая Сталинскую премию, Вучетич на фронт ушел добровольцем 7 июля 1941 года, участвовал в битве за Москву.
Почти десятилетие активной "декоммунизации" новые киевские власти бьются над тем, как бы расправиться с монументом "Родина-мать", однако даже министр культуры Украины Александр Ткаченко, горячо желающий сноса монумента, признает, что такой демонтаж городским властям не по карману.
Вучетич создал огромное количество бюстов и памятников Владимира Ленина, Сталина, советских полководцев. Его монумент Николаю Ватутину был этой весной варварски уничтожен в Киеве, Ватутиным освобожденном, а в родном городе скульптора Днепропетровске – под декоммунизацию попал памятник земляку, красноармейцу, Герою Советского Союза Александру Матросову.
Среди советских композиторов, которых в той или иной степени относят к социалистическому реализму, самое громкое имя – уроженца Донбасса Сергея Прокофьева. Матвей Блатнер, Анатолий Новиков, Георгий Свиридов, Александр Александров и, безусловно, Исаак Дунаевский – также были авторами произведений, относящихся к этому направлению.
Симфоническая увертюра к фильму Владимира Вайнштока "Дети капитана Гранта", композиции "Песня о Родине", "Марш энтузиастов", "Каховка, Каховка, родная винтовка", музыкальное оформление фильмов "Волга-Волга", "Светлый путь", и, конечно же – оперетты: композитор комбинировал академический русский симфонизм школы Римского-Корсакова с едва появившимся в Советском Союзе джазом, индивидуальным стилем кино-музыки и той самой – советской песни, светлой и оптимистической, наполненной любовью и надеждой.
Во всех отношениях показательным произведением можно назвать оперетту "Белая акация", экранизированную в 1957 году режиссером Георгием Натансоном с блестящим актерским составом: Михаил Водяной, Евгения Дембская, Идалия Иванова, Александр Стародуб, Муза Крепкогорская. Светлая оперетта об одесситке-Тоне, которая (как и все одесситы!) ни дня не может прожить без песни, мечтает о море, дальних путешествиях и любви.
Какая Украина нам нужна? Это не теория, а вопрос реальной политической действительности. Редакция издания Украина.ру предлагает всем, кого волнует будущее Украины, ответить на ряд простых вопросов. Отвечая на них, вы таким образом примете участие в конференции по этой актуальной теме.