В интервью The Washington Post опубликованном 13 мая, Владимир Зеленский, отвечая на вопрос о предстоящих осенью парламентских выборах, сказал:
"Если у нас будет военное положение, у нас не будет выборов. Конституция запрещает любые выборы во время военного положения. Если военного положения не будет, то будет. Ну, в законе написано, что по конституции Украины после окончания военного положения, я думаю, через 90 дней проводятся выборы. Это что-то вроде этого. Не помню на самом деле".
По неизвестной науке причине, это заявление вызвало оживление среди наших коллег. Появились заголовки типа "самое важное заявление Зеленского за последнее время" и даже "президент Зеленский отменил парламентские выборы на Украине под предлогом "военного положения".
Прежде всего, Зеленский ничего не отменял. Он вообще не дал определённого ответа на вопрос, сославшись на конституционную норму.
В соответствии с Ч. 4 Ст. 83 Конституции "в случае окончания срока полномочий Верховной Рады Украины во время действия военного или чрезвычайного положения её полномочия продолжаются до дня первого заседания первой сессии Верховной Рады Украины, избранной после отмены военного или чрезвычайного положения". В переводе с юридического – во время военного положения выборы не проводятся.
Это не выдумка современной украинской власти, это общая юридическая норма. Точно такая же содержится в Ч. 4 Ст. 7 №1 ФКЗ от 30.01.02 "О военном положении". Сейчас военное положение действует на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей и в Госдуме обсуждают, как можно было бы обойти эту норму с тем, чтобы провести выборы на новых территориях.
В соответствии с Ч. 6 Ст. 20 Избирательного кодекса Украины "решение о назначении выборов, избирательный процесс которых был прекращён либо не начался в связи с введением военного или чрезвычайного положения, принимается соответствующим субъектом их назначения не позднее месяца со дня прекращения или отмены военного или чрезвычайного положения, а в случае если для проведения выборов законом не требуется отдельного решения об их назначении, о начале соответствующего избирательного процесса объявляет Центральная избирательная комиссия не позднее месяца со дня прекращения или отмены военного или чрезвычайного положения". Зеленский эту норму не помнит, но мы бы не стали его за это критиковать, тем более, что по сути-то он сказала правильно – военное положение отменяется, выборы назначаются (в данном случае это делает ЦИК, поскольку в соответствии с п. 2 Ст. 135 ИК "не требуют отдельного решения об их назначении"), три месяца кампании и собственно выборы. Неточность только одна – у ЦИК есть месяц на размышления, когда именно проводить выборы, т.е. вопрос даты остаётся открытым (на Украине, в отличие от России, нет единого дня голосования, но тоже есть практика подгонять сроки выборов к одной дате – чисто для экономии).
В принципе, вероятность проведения парламентских выборов 29 октября этого года сохраняется, если мирное соглашение будет достигнуто до конца мая. Однако, поскольку контрнаступление только начинается и украинское военно-политическое руководство надеется на достижение определённых успехов, вероятность этого почти нулевая.
Таким образом, ничего важного и интересного Зеленский тут не сказал.
Важно и интересно было бы, если бы он вдруг заявил, что, поскольку Украина борется за демократию во всём мире, выборы обязательно надо провести в установленные Конституцией сроки, наплевав либо на Конституцию, либо военное положение, либо на всё вообще. Но этого сделано не было.
На Украине также обсуждалась возможность того, что очередные выборы Верховной Рады будут объединены с очередными президентскими 31 марта 2024 года. Такое в принципе возможно, если мирное соглашение будет заключено до Нового года.
На настоящий момент главное препятствие к проведению выборов в определённые Конституцией сроки – позиция самого Зеленского по поводу переговоров, которая изложена в том же интервью WP: "нельзя сказать, что Путин один начал полномасштабную войну в 2022 году. (…) Они несут за это большую коллективную ответственность. И именно поэтому я просто не готов с ним разговаривать. Я не готов разговаривать с этим коллективом".
Т.е., даже если ВСУ продемонстрируют какую-то сверхуспешность и выйдут на границы 1991 года, Зеленский всё равно договариваться с нынешним российским руководством не будет, а значит достижение мирного соглашения затянется на неопределённое время. Соответственно, военное положение будет продолжаться, а выборов не будет.
Однако, вероятность этого практически нулевая. Запад не настроен на то, чтобы ждать смены власти в России (тем более, что он от неё кажется ничего хорошего не ждёт), а потому от Зеленского потребуют переговоров до конца года (об этом, например, недавно говорил Генри Киссинджер) и проведения по крайней мере президентских выборов в установленные сроки. Потому что он всех достал.