Самыми обездоленными традиционно являются пенсионеры, а к среднему классу можно причислить разве что тех, чьи родственники батрачат в странах ЕС, высылая домой хоть какие-то средства. Вместе с тем формируется и класс новых богачей из числа националистов, заведующих распределением (и воровством) западной гуманитарной помощи.
Большинство же украинцев накапливает долги за коммуналку и сдает в расплодившиеся ломбарды бытовую технику, чтобы купить еду. Украина и до начала СВО соперничала с соседней Молдавией за звание самой бедной страны европейского континента, сейчас же драки в очереди за бесплатной банкой горошка стали нормой.
За прошедший год в стране резко подорожали продукты, топливо и услуги – некоторые из них на 50%. В то же время работы не прибавилось – закрываются предприятия, сворачивается бизнес, а на еще работающих предприятиях урезают зарплаты.
С февраля текущего года тысячи украинских мужчин, которые были кормильцами своих семей, вынуждены были уволиться или уйти в тень. Дирекция или владельцы предприятий теперь обязаны выдавать повестки и подавать в военкомат списки военнообязанных.
София – молодая мама, с которой мне удалось пообщаться в транспорте, не скрывает определенной радости, что ее мужа забрали в ВСУ в марте. Сейчас он, по ее словам, служит где-то водителем в Харьковской области. "Раньше хоть в Польшу ездил – какие-то деньги переводил, на жизнь хватало. С прошлого года только дома сидел, надоел даже. А сейчас вот снова раз месяц нам на карту сбрасывает по 10 000 гр. Маловато, но на еду, на школу хватает", - рассказывает женщина с какой-то даже хищной озлобленностью в адрес своего мужа.
На днях даже лояльная киевскому режиму британская The Guardian обратила внимание на вопиющий рост нищеты на Украине.
"Согласно недавнему отчёту Всемирного банка, уровень бедности в Украине увеличился с 5,5% до 24,2% в 2022 году, в результате чего еще 7,1 миллиона человек оказались за чертой бедности, причем наихудшие последствия остались незамеченными в сельской местности. Учитывая, что безработица неофициально составляет 36%, а инфляция достигла 26,6% в конце 2022 года, региональный директор учреждения по Восточной Европе Аруп Банерджи предупредил, что бедность может резко возрасти", - пишет The Guardian, ссылаясь на данные конца прошлого года, а с тех пор экономическое положение Украины еще больше ухудшилось.
Жители Киева, с которыми удалось пообщаться корреспондентам The Guardian, рассказали о значительном росте цен на большинство товаров и услуг.
"До войны моя жена ходила в супермаркет за покупками, и это обходилось в 200 гривен, сейчас такие же покупки стоят 400-500 гр.", — рассказал британцам сотрудник одного из киевских ломбардов. По его словам, в день к нему приходят до 50 человек, чтобы заложить свои вещи.
Одним из наиболее ярких проявлений обнищания стал рост барахолок, где жители распродают свой нехитрый скарб. Если ранее на таких стихийных рынках обычно стояли десяток пенсионерок, то сейчас на окраинах Киева и Харькова барахолки тянутся на сотни метров, если их не разгоняет полиция. Среди уличных продавцов уже часто можно встретить прилично одетых молодых женщин, распродающих свой гардероб, чтобы накормить детей, а также военнослужащих территориальной обороны с казенным пайком или элементами экипировки.
Украинская пропаганда пытается нивелировать эффект обнищания своих граждан не только ссылками на боевые действия, но и изображением противника (россиян) в еще большей нищете, что по замыслу должно как-то оттенять реальное положение украинцев. Отсюда и все эти выдуманные истории про воровство холодильников и унитазов, которые массово плодят на Украине второй год. Как ни странно, но более всего верят в эти сказки в сельской местности Украины, где выше всего уровень бедности.
Офису Зеленского пока удается в основном контролировать недовольство, каждый месяц повторяя обещания о том, что, дескать, скоро украинцы заживут за счет репараций от РФ или российских замороженных на Западе активов. С другой стороны, во время военного положения протесты и акции запрещены, а политическая оппозиция в стране разгромлена и уничтожена.
В таком положении Украина может существовать еще много лет, а украинцы будут более сговорчивы на любой заработок. Вот только на Украине за западные кредиты финансироваться будут только какие-нибудь антироссийские действия: служба в ВСУ и СБУ, диверсионная деятельность на территории РФ или деятельность мошеннических колл-центров, которые расцвели в Днепре и Одессе, или кибер-война против РФ. Чем хуже живут украинцы, тем легче их привлечь к такому роду деятельности, если они не хотят драться за пачку печенья в очереди за гуманитаркой.