Строго говоря, созданная на учредительном съезде 29-30 апреля 1990 года Украинская республиканская партия не была первой альтернативной партией в УССР. Хотя, чтобы провозгласить создание партии надо было обладать определённой смелостью ("товарищ, знай – зайдёт она, звезда невероятной гласности, и комитет госбезопасности припомнит наши имена"), но в наличии уже была масса групп разной численности и серьёзности, так себя именующих.
К этому времени в Москве уже существовал созданный в 1988 году "Демократический союз", наиболее ярким представителем которой была трагикомическая Валерия Новодворская, – в состав ДС входило немало украинцев и даже существовала фракция украинских сепаратистов (будучи типичными большевиками "демократы" того набора не чтили итогов X съезда РКП(б) и делали всё наоборот: те запретили фракции, мы сделаем их обязательными).
Автор этой статьи в 1987 году присоединился к небольшой молодёжной группе, именовавшейся Антифашисткой партией молодёжи и даже занимавшейся какой-никакой политической деятельностью (в основном – закрашивали свастики, временами появлявшиеся на стенах и заборах).
УРП, однако, с самого начала была довольно массовидной, во главе её стояли авторитетные люди, у неё была история (да-да – в 1990 году!).
Об истории – восходит он к Украинской хельсинкской группе, созданной ещё в 1976 году и работавшей до 1981 года, когда большинство её членов оказались за решёткой. Разумеется, о прямой преемственности речи быть не могло, но были люди, вышедшие из УХГ – Вячеслав Черновол, Левко Лукьяненко и т.п.
7 сентября, 16:11История
Рух: от массового движения в поддержку КПСС, до карликовой националистической группы8 сентября 1990 года, начался съезд Народного Руха* Украины. Это мы сейчас знаем, что Рух – националистическая партия. А тогда-то она была не партией (поскольку партия у его руководителей уже была – КПСС) и вообще, это было всенародное движение за перестройку.В 1988 году по инициативе бывших членов УХГ был создан Украинский хельсинкский союз. Это была довольно массовая общественная организация, правда, из прав человека она предпочитала права национальные. В марте 1990 года на теоретической конференции УХС было принято решение о преобразовании УХС в партию.
На съезде присутствовали 495 делегатов, представлявших 2300 членов УХС, объединенных в 28 филиалов и 219 ячеек (в т.ч. - представители организаций УХС в Москве, Ленинграде, Ростове-на-Дону, Прибалтике и за границами СССР). Практически каждый второй делегат съезда в прошлом был репрессирован и имел судимость. Председателем УРП был избран Левко Лукьяненко, его заместителем – Степан Хмара.
В данном случае личность лидера полностью отражает характер партии. Покойный Лукьяненко был тот самый дед из анекдота, который писал заявление в КП, потому что в СС он уже был. Лукьяненко действительно успел побывать членом КПСС, окончил юрфак МГУ, поработал в райкоме и стал террористом-бандеровцем. Был ли он изначально заслан бандеровцами (маловероятно – он уроженец Черниговской области) или на его неокрепшую психику такое влияние оказало членство КПСС науке не известно. Дедушка дожил до счастливых времён (умер в 2018) когда можно было удовлетворить его наклонности, но, к счастью для окружающих, он был слишком стар, чтобы предаться разнузданной правозащите в соответствии с хельсинскими принципами.
Хмара был интересен только тем, что для него даже откровенный нацист Лукьяненко был слишком умеренным – позже он создал свою собственную, консервативно-республиканскую партию. Ещё более радикальную.
Не удивительно, что Вячеслав Черновил обозвал участников съезда фашистами и коммунистами (мы даже не знаем, второе незаслуженно или как?).
16 февраля 1991 года партия была зарегистрирована и стала первой в УССР легальной партией (относительно легальности КПУ есть сомнения). На момент регистрации УРП имела 203 городские и районные организации, объединяющие 7646 членов и кандидатов в члены партии.
23-24 февраля 1991 года в Киеве состоялась научная конференция "Идеология и тактика УРП". Революционный национализм Донцова был отвергнут как не соответствующий современному положению. Идеологией УРП был провозглашен национализм демократический, базирующийся на любви к Украине, противостоянии тоталитаризму, защите интересов всех национальностей, которые проживают на территории Украины, построении национального государства. Есть основания полагать, что это было сделано под давлением Запада – показывать истинное лицо "национал-демократов" было пока ещё нельзя.
На президентских выборах 1 декабря 1991 года Лукьяненко получил 1 432 тысячи голосов избирателей (4,49%) и занял третье место после Кравчука и Черновила.
Для УРП, как для всего националистического спектра украинской политики, 1 декабря 1991 года было катастрофой – они все собирались долго и мучительно бороться за независимость Украины, а когда она внезапно на них свалилась, тупо не знали, что дальше делать…
Чтобы понять состояние умов того времени достаточно вспомнить, что после создания в декабре 1991 года Демократической партии Украины (объединившей часть ранее беспартийных членов Руха), на полном серьёзе обсуждалась возможность создания политической системы по типу американской, в которой при власти меняются демократическая и республиканская партии, которые ничем друг от друга не отличаются, но создают видимость политической борьбы.
Естественно, общество на эти пожелания не отреагировало и обе партии довольно быстро впали в ничтожество. В частности, УРП в 1992 году покинули Лукьяненко (поехал послом в Канаду) и Хмара (см. выше). Партия после этого оставалась довольно многочисленной (более 10 тыс. членов – для Украины немало), но её влияние постоянно сокращалось
Для участия в выборах 1998 года, на которых сформировалась политическая элита, управлявшая Украиной на протяжении последующих двух десятилетий, УРП сформировал блок "Национальный фронт", в который вошло полтора десятка радикально-националистических организаций. Блок барьер не преодолел.
Удивительная ситуация – в современной Украине идеи УРП победили (а она выступала за вывод российских войск, ядерный статус, запрет "антиукраинских" организаций; Лукьяненко и Хмару не удовлетворило бы разве что этническое происхождение президента), но сама УРП под названием "Республиканской платформы" продолжает влачить жалкое существование где-то на далёкой окраине политического процесса. Подозреваем, что членов в ней сейчас примерно столько, сколько было в УХГ в лучшие её времена её пребывания в мордовских лагерях…