Культура

Режиссер Рахуль Равель из Индии: Русская культура обширна, я вижу ее в Москве во всём

С 20 по 27 апреля в столице проходит 45-й юбилейный Московский международный кинофестиваль (ММКФ), участие в котором приняли 64 страны. Рахуль Равель — режиссер и автор книг о кинематографе и актерском мастерстве, председатель жюри основного конкурса. Помимо него в состав жюри вошли также представители России, Колумбии и Казахстана
Подписывайтесь на Ukraina.ru
В интервью изданию Украина.ру он рассказал о современном индийском кино, стереотипах и о том, какое отношение к культуре имеет экономический союз БРИКС, и Московском международном кинофестивале.
— Господин Равель, большое спасибо, что согласились пообщаться с нашим изданием. На церемонии открытия фестиваля вы прочли послание премьер-министра Индии Наренда Моди о сближении России и Индии в политике и многих других сферах. Вы могли бы подробнее рассказать о взаимодействии наших стран в культуре, в кино?
— Мы действительно хотим быть более открыты миру и дружны с Россией и будем рады, если российские фильмы будут сниматься в Индии. У нас есть самые разные локации. Я имею в виду, что Индия — это не только змеи и слоны, у нас есть гораздо большее. У нас есть деревенская Индия, древняя Индия, современная Индия и ультрасовременная Индия, одни из лучших технологий в мире, лучшее в мире оборудование и у нас есть профессиональные студии, на которых задействованы люди разных национальностей — американцы, русские, японцы, китайцы и другие специалисты.
Наш министр информации и телевещания [Анураг Тхакур] в течении последних двух лет инициировал программу 75 перспективных умов для будущего, в рамках которой 75 человек были отобраны и проспонсированы в сфере искусства. Благодаря всем этим людям, благодаря министру информации господину Анурагу Тхакуру Индия выходит на новый уровень и занимает совсем другое место в мире.
Рахуль Равель: кто онРежиссер и автор книг о кинематографе и актерском мастерстве
В этом контексте очень важно и взаимодействие с Россией. Именно поэтому у нас есть БРИКС, в котором Индия председательствует, и есть ШОС — организация с другим составом, но в которой председатель также Индия. Наш министр информации провел два фестиваля — стран БРИКС и ШОС, и на одном из них я встретил Нину Кочеляеву [член отборочной комиссии ММКФ], она была вместе со мной в составе жюри, и Ивана Кудрявцева [глава отборочной комиссии ММКФ]. И это были те два человека, с которыми я был рад познакомиться, и я был очень счастлив, когда меня номинировали в жюри, и еще более волнительно было, когда меня избрали главой жюри.
И мне бы очень хотелось, чтобы русские приезжали в Индию, потому что русское искусство очень древнее, как и индийское. Вы должны помнить Радж Капура — это индийский актер, которого все знали в СССР и в современной России, и в странах СНГ. Я был ассистентом режиссера на его фильмах («Мое имя клоун» и «Бобби». — Ред.), и я написал книгу о нем, которая называется «Радж Капур — мастер за работой». Нина собирается опубликовать ее здесь, в России и странах СНГ, и у нее также есть продюсер, который хотел бы экранизировать книгу. Он тоже отсюда, и это было бы фантастично.
Я думаю, что взаимодействие между нашими странами в культуре — показательно.
Первый день Московского международного кинофестиваля (ММКФ): закат Голливуда, надежды, социальная драмаВ четверг, 21 марта, в столице прошла церемония открытия юбилейного, 45-го Московского международного кинофестиваля (ММКФ)
— Вы упомянули стереотипы об Индии, уверена, в Индии существуют такие же о русской культуре.
— Главный стереотип о России в том, что здесь очень холодно, а люди — очень теплые. То, что очень холодно, кстати, неправда.
— А в сфере культуры?
— Русская культура обширна и огромна. Я вижу здесь культуру во всем: в зданиях, картинах, людях. Я был на Красной площади, смотрел на Собор Василия Блаженного и здание Кремля, и я попросил мою помощницу устроить мне встречу с [Владимиром] Путиным, но она сказала, что это невозможно. Я, конечно, шучу, но это моя мечта, Путин очень нравится мне, и я хотел бы с ним познакомиться.
— Вы хотели бы снять о нем фильм?
— О да, мне бы очень хотелось, и я обсудил бы с ним это.
— Возможно, есть российские режиссеры или актёры, с которыми вам хотелось бы посотрудничать, создать общий проект?
— Да, мне бы очень хотелось. В первую очередь, это президент фестиваля [Никита] Михалков, он очень опытный и талантливый [режиссер]. Возможно, я встречу еще кого-нибудь из актеров, кому я захочу предложить сотрудничество. С нами в жюри есть одна актриса…
— Светлана Иванова?
— Да, она очень популярна, красива, ярка. И еще в жюри есть такой Алексей Гуськов — он и актер, и режиссер. И мне нравится его всесторонняя увлеченность кинематографом.
Второй день Московского международного кинофестиваля (ММКФ): "Югославия не вечна", война с трендамиВо второй день Московского международного кинофестиваля (ММКФ) говорили о штампах в российском кинематографе и смотрели сербский антикоммунистический фильм и новый восточный киношедевр
— Многие годы вы работали в Болливуде, расскажите, как он менялся?
— Он меняется со временем, продукт становится более современным, и истории становятся более современными. Сейчас многие вещи создаются гораздо проще и выглядят гораздо более современными, но мы все еще находимся в определенном ограничении внутри Индии, нам бы хотелось показывать сюжеты более современные, но индийская аудитория ждет те, которые традиционны для нашей культуры. Но при этом фильмы, снятые ранее, были гораздо качественнее, чем те, что создаются сегодня.
— Чего вы ждете от фестиваля, какие ваши первые впечатления?
— Он очень мне нравится. Мне нравится, как все это организовано и «дирижируется». Интересное впечатление произвел на меня первый фильм программы [«След зверя», Сербия, Ненад Павлович], посмотрим, что будет дальше.
— На фестиваль приехали очень многие иностранные режиссеры, актеры, сценаристы, опровергая тезис, что Россия культурно изолирована от всего мира из-за политической ситуации. Но все-таки деятели кино приехали и принимают участие в показах, в пресс-мероприятиях, являются членами жюри. Как вы думаете, влияет ли все же политическая обстановка на кино, на искусство в целом?
— Она не должна [влиять]. Кино не имеет границ. Конечно, сейчас введены санкции [против России], и члены НАТО не отправляют [на фестиваль] свои фильмы, и европейцы не участвуют так, как раньше.
— Но мы видим здесь, на фестивале, фильмы из Франции, Румынии, Испании…
— Да, но я имею в виду основные страны НАТО как минимум США*. И это грустно, потому что культура совершенно точно не должна иметь ни ограничений, ни границ. Понятно, что в этот раз все объясняется политическими причинами. Но я уверен, страны станут более совершенными в этом смысле: политика есть политика, и в ней очень много факторов, но сложно объяснить, при чем здесь культура — это как бежать от себя, бежать из собственного дома.
— Могу я спросить о ваших творческих планах? Может быть, вы сейчас работаете над каким-нибудь фильмом или проектом?
— Я сейчас не работаю над фильмами. Я какое-то время не снимаю фильмов, потому что в Индии сильно изменилась ситуация в кино, и актеры вдруг решили, что они могут сами решать, как им играть и что им делать. Возможно, так происходит по всему миру, но в Индии этого стало слишком много.
Но сейчас я всерьез раздумываю над веб-сериалом, потому что веб-жанры — очень интересная возможность рассказать и объяснить какую-нибудь историю так, как этого не сделает полнометражный фильм. Это то, что мне сейчас хотелось бы сделать, но опять-таки взаимодействие с онлайн-платформами — само по себе то еще приключение, потому что это какие-то парни, которые работают с компьютерами, но рассказывают тебе, что ты делаешь не так. Ну как ты можешь говорить о кино с компьютером? Это не математика, это сердце!
*На фестивале представлены несколько картин из США, в частности, во внеконкурсных программах «Мастера», «Рецепт успеха», «Мультивселенная», но в конкурсных программах их нет.
Третий день Московского международного кинофестиваля (ММКФ): мистические Карпаты, кино-интернационалВопреки раздающимся со всех сторон голосам о том, что в Москву на фестиваль никто не решится приехать, программа фестиваля необыкновенно интернациональна. Среди его участников, в том числе, и представители тех стран, для которых приехать на фестиваль в Россию – настоящий поступок, сопряженный со множеством трудностей, а иногда и рисков.
Рекомендуем