Артур Атаев: Грузинские боевики получают закалку на Украине, чтобы вернуться на родину к новой революции

Пассионарное активное меньшинство в Грузии, которое готово воплотить в жизнь украинский сценарий, уже созрело, считает политолог, кандидат политических наук, доцент кафедры истории МГИК Артур Атаев
Подписывайтесь на Ukraina.ru
Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
— Артур Викторович, были ли недавние протесты в Грузии предвестниками очередной революции и украинского сценария?
— Батальон, который сейчас является составной частью ВСУ, действительно принимал участие в организации боевиков, но не столь активно, как им бы хотелось. Если бы в авангарде был Мамука (командир Грузинского легиона, воюющего на Украине. — Ред.), там был бы однозначно вооруженный жесткий сценарий развития событий.
Сейчас это была проба сил на предмет того, чтобы Единое национальное движение и партия «Гирчи» начали формировать коалицию. Предыдущие атаки на главенствующую в Грузию силу — «Грузинскую мечту» — не удались. Поэтому сейчас это не первый, но и не последний удар по существующей системе Грузии, которая нацелена на прагматизм в отношениях с Евросоюзом, США и Россией.
Сейчас выгодные отношения с Россией спровоцировали удар по выстроенной в 2003 году траектории. Я убежден, что это не завершающий удар, но и не провалившаяся «революция роз» по образцу 2003 года.
Артур Атаев: кто онПолитолог, общественный деятель, кандидат политических наук
— Некоторые грузинские эксперты утверждают, что общество в Грузии не поддержит новый майдан, потому что помнит негативный опыт предыдущих событий. Так ли это?
— Я придерживаюсь обратной точки зрения. Тот же видный оппозиционный эксперт Гела Васадзе, очень популярный в украинских и зарубежных СМИ, убежден, что майдан потихоньку созревает. И беспрецедентный для сегодняшней Грузии выход молодежи говорит о том, что современная грузинская политика так же непредсказуема, как и в 2003 году. Тогда никто не говорил, что будет такая же «революция роз», которая напрочь снесет режим Саакашвили.
Сегодня только вырисовываются контуры возможных лидеров, мы их видим со спины. Как только появятся аналоги Бурджанадзе, Саакашвили и Зураба Жвании взаимодополняемых лидеров, грузинский пассионарный социум будет готов выйти на площадь. Ведь критическое меньшинство решает вопрос политической системы на площадях. Мы это видели на Украине, во время «тюльпановой революции» в Киргизии. В Грузии пассионарное активное меньшинство уже созрело.
— Возвращаясь к украинскому вопросу, боевики Грузинского легиона смогут возглавить этот процесс?
— Они пока самодостаточны на Украине. Они зарабатывают серьезный авторитет и капитализируются на Украине. Им пока еще не до Грузии. Это примерно то же самое, что ичкерийцы («Чеченская Республика Ичкерия» — террористическая организация, запрещена в РФ), несколько батальонов которых там воюют. Им нужна закалка в реальной окопной и политической жизни за рубежом. Это примерный аналог большевиков 1907—1914 годов. Им нужно пройти наполнение за рубежом, а затем вернуться в Грузию, реализовать военно-политический багаж, который они там заработают.
Кавказский фронт против России. Что делает "видимая рука" США для обострения в Грузии и АрменииСоединенные Штаты устами советника президента Джо Байдена по нацбезопасности Джейка Салливана предупредили Грузию о необходимости полной лояльности к западной политике антироссийских санкций. Открытие "кавказского фронта" против России должно способствовать, полагают США, победе Украины и поражению Москвы
— Действительно ли в Грузии может быть открыт второй фронт против России?
— Предпосылок для второго фронта пока нет. Помните, в 2008 году, помимо провокаций, шло реальное наполнение армии инструкторами, вооружением, израильский опыт принимался во внимание. Сейчас как раз обратная реакция.
Да, для НАТО Грузия — важнейший регион. Мы видим на каком уровне там проходят учения «Достойный партнер» вблизи осетинской границы. Но пока нынешняя политическая власть непонятна коллективному Западу, потому что нет жёсткой перманентной антироссийской риторики в Грузии. Это не Грузия времен Саакашвили, где Россия позиционировалась как политический и военный противник.
Поэтому делается все возможное и невозможное, чтобы открыть второй фронт, но пока Грузия не созрела внутренне к этому.
— А среди грузинских военных не возникают реваншистские настроения поквитаться с Россией за поражение в войне 2008 года?
— В отличие от политиков из Единого национального движения или партии «Гирчи», военные еще живут воспоминаниями и реальными образами, которые были в 2008 году. То поражение носит для Грузии глобальный характер. Это был шок и трепет. Поэтому реваншистских настроений среди грузинских военных практически нет. И нет этой риторики вообще.
Среди политиков есть. Политики не были на поле боя, а те из них, кто присутствовал там, знают, чем это может закончиться.
— В Армении проходят многочисленные митинги с осуждением спецоперации России на Украине. Могут ли там довести ситуацию до того, чтобы вытеснить Россию из региона?
— Эти попытки продолжаются с 2014 года. Но если это произойдет, это государство выстрелит себе в голову. Для меня загадка, почему в армянской политической элите считают, что если избавиться от покровительства ОДКБ сразу на смену придет зонтик или покровительство Евросоюза и США?
Арман Гукасян: Запад собирается сделать из Армении антироссийский плацдарм Без России Армения может оказаться вне какой-либо системы безопасности, считает политолог, эксперт общественного клуба "Глас народа" Арман Гукасян.
Но сегодня политика Пашиняна не имеет ясно выраженного концепта и идеологии и не носит характер ясно выраженной дорожной карты.
Сегмент, который в армянском общественном и политическом обществах является пророссийским, заглох. Этих людей сейчас не видно и не слышно. В контексте переговоров Армения — Турция — Азербайджан Ереван проигрывает. И этот проигрыш непонятно по какой причине ставится в укор России. Но если эта тенденция будет продолжена, первой проигравшей стороной будет Армения.
— В какой стране Южного Кавказа скопилось набольшее число угроз для России?
— На этот вопрос никто не ответит, потому что это труднопредсказуемо. В нынешних условиях государство, которое несет наименьшее количество угроз, — это Азербайджан. Тут и субъективный фактор, выстраивание отношений на уровне Ильхам АлиевВладимир Путин, играет роль.
Это очень трудный вопрос… Но по всем раскладам, наверное, это Грузия. Потому что она больше всех управляема извне, там наиболее сильное влияние британского и американского посольств и серьезное представительство военно-политического блока НАТО.
Но экономически правительство Гарибашвили делает все возможное и невозможное, чтобы рост ВВП для Грузии сохранился. Это рост связан с усилением экономического присутствия России.
— А что должна делать Россия, чтобы купировать эти угрозы, в том числе и из Грузии?
— Это рутинная каждодневная работа на уровне экономических и политических отношений, а в большей степени на уровне общественного диалога. В хорошем смысле слова построение пророссийской пятой колонны в этих государствах.
Это не грипп, не ОРВИ, которые можно купировать в результате приема очевидных лекарств. Здесь нужен каждодневный тяжелейший труд. Нужно учиться этому у наших западных оппонентов.
Рекомендуем