Президент Украины Владимир Зеленский дал интервью западному телеканалу Sky News. В опубликованном 27 января видео он рассуждает о плачевной ситуации на Украине и ожидаемой поддержке западных союзников. Что значат подобные заявления, изданию Украина.ру объяснил политолог, шеф-редактор проекта "СОНАР-2050" Семен Уралов.
— Семен Сергеевич, президент Украины Владимир Зеленский недоволен количеством и сроками поставок западных вооружений. Насколько уместно упрекать в этом НАТО и ЕС, когда Киев не может похвастаться успехами на фронте?
— Я считаю, что к этому относиться нужно так: не Зеленский недоволен количеством и сроками поставок вооружений. Глава Киева разыгрывает перед американской аудиторией недовольство, связанное с тем, что он завязан на лобби, которое зарабатывает на войне и на оружии [для ВСУ]. Такова роль Зеленского.
— Означают ли заявления главы Украины, что он паникует, так как теряет контроль над ситуацией и над страной?
— Нет, такие заявления не означают, что Зеленский паникует или теряет контроль. Потому что реальный контроль над ситуацией находится у сетевой организации, так называемого Deep state, который корнями уходит и в посольство США, и все эти "Соросы", и, вообще, в очень сложно организованную систему.
[Deep state – глубинное государство – тип управления, состоящий из потенциально секретных и несанкционированных сетей власти, действующих независимо от политического руководства государства и преследующих свои собственные планы и цели.]
Поэтому Зеленский ничем не управляет. Его задача — отыгрывать роль и бодрить западную аудиторию, транслировать для нее месседжи.
— В 2019 году президент Украины говорил, что на колени встанет перед любым, кто за мир. А сейчас отказывается от мирных переговоров с президентом России Владимиром Путиным, потому что "неинтересно встречаться с ним". Какие шансы у Зеленского остаться у власти с такими настроениями?
— В 2019 году Зеленский был кандидатом. Сейчас же он находится в ситуации, когда у него особого выбора уже нет. Поэтому сравнивать — не очень корректно.
Относительно шансов Зеленского остаться при власти — он абсолютный диктатор и при нынешнем раскладе сил останется у власти, альтернатив никаких нет. То есть он является одним из главных выгодополучателей из украинского кризиса.
Накануне спецоперации у него рейтинг стремительно падал, коррупционные скандалы все сотрясали, а сейчас он как бы консолидировал и получил абсолютные рычаги для личной власти. Но на ситуацию, повторюсь, он не влияет. Армией, спецслужбами, финансовым потоками Украины управляют совсем другие люди.
— Практически в каждой из европейских стран присутствует сильная антиамериканская оппозиция. Европейцы также не хотят идти на войну за Украину. Может ли подобная неблагодарность Зеленского стать последней каплей для Европы, чтобы она перестала помогать Украине?
— Реально антиамериканская оппозиция из европейских стран была вытравлена ещё в девяностые и нулевые годы. Сначала разрушены были левые, а потом взяли под контроль правых – маргинализировали их.
Поэтому никакой сильной антиамериканской оппозиции нет, за исключением нескольких стран, которые пытаются вести национальную суверенную политику. Я имею в виду Венгрию и Турцию, если говорить о странах НАТО, а не только Евросоюза.
Европейцы действительно не хотят идти на войну, но, как мы увидели по историям 2022 года, никто их особо на войну не отправляет. А по поводу экономического нежелания Европы мерзнуть или каких-то проблем, никто их спрашивать не будет.
Мы видим, что движение желтых жилетов [во Франции] уже который год протестует, но толку нет никакого. Так что европейцы ни на что не повлияют.