А ещё раньше, 6 декабря, от поставок комплекса Украине отказалась Германия. По словам министра обороны Кристины Ламбрехт, эти комплексы — часть интегрированной ПВО НАТО и такие поставки нанесут ей ущерб.
Patriot — достаточно известная система вооружения, которая раскручивалась в прошлом чуть ли не как «абсолютное оружие», но которая в этом качестве так и не состоялась.
Для начала информация, которая нас удивила. Оказывается, Patriot — это не «патриот», а Phased Array Tracking Radar to Intercept On Target – «радар слежения с фазированной антенной решёткой для перехвата цели». Разумеется, комплекс не сводится к радару с ФАР, но является его ключевой составляющей.
Сейчас MIM-104 является основным средством войсковой ПВО армии США и состоит на вооружении ещё 15 стран. ЗРК был принят на вооружение в 1982 году, но с тех пор неоднократно модернизировался.
Актуальные версии Patriot отличаются от первоначальной примерно в той же степени, как Бук-М3 отличается от Бук-М1, в смысле, при внешней идентичности это, по сути, новая система с совершенно другими параметрами боевого применения.
ЗРК может распознавать более 100 воздушных целей одновременно, сопровождать 8 и осуществлять наведение 3 ракет на каждую цель. Как и большинство современных систем, Patriot может использоваться не только против аэродинамических, но и против баллистических целей.
Правда, в последнем случае необходимы данные спутниковой разведки, которые фиксируют момент старта ракеты, азимут, примерную траекторию полета, время и параметры входа ракеты в зону поражения ЗРК. Насколько можно понять, таким образом американская спутниковая группировка над Украиной ещё не использовалась.
ЗРК неоднократно использовался в боевых действиях. В частности, с 1991 года ЗРК используется для перехвата ракет типа Р-17 (8К14 «Эльбрус», западное обозначение — Scud B) с переменным успехом.
Сейчас эти комплексы применяются в системе ПВО и ПРО Саудовской Аравии и используются для отражения воздушных атак йеменских хуситов, использующих преимущество иранские ракеты и самолёты-снаряды.
Насколько можно понять, сейчас ВСУ используют против российской армии ту же тактику, которая помогает хуситам прорывать саудовскую ПВО…
В конфликтах подобных нынешнему этот ЗРК не применялся, хотя тут вопрос: российские удары по территории Украины нельзя сравнить, например, с ударами по Сербии или Ираку. Вообще использование авиации в этом конфликте весьма умеренное.
Patriot — удовольствие не из дешёвых. По данным на 2007 год (приводятся в «Википедии») стоимость поставки 9 батарей (по 4 ПУ на батарею) может доходить до $ 9 миллиардов (включает в себя: 36 ПУ ЗУР «Пэтриот» PAC-3 (9 батарей по 4 ПУ), 288 ЗУР «Пэтриот» PAC-3, 216 ЗУР с усовершенствованным наведением GEM-T, 10 комплектов РЛС с фазированной решеткой, 10 контрольных станций захвата цели).
Стоимость пуска одной ракеты составляет около $ 3 миллионов. Правда, Украину это вряд ли заботит — расходы наверняка возьмут на себя «партнёры».
Украина неоднократно запрашивала у США поставку ЗРК, но ей каждый раз отказывали. Причины западными специалистами назывались самые разные:
— опасение захвата системы российскими войсками (несколько преувеличено: ЗРК будут находиться далеко от линии фронта, разве что украинцы продадут, но пока что ни один НIMARS достоверно российской стороной не получен);
— риски, связанные с эскалацией конфликта на Украине (маловероятно: это всё же оборонительная система);
— освоение ЗРК украинскими расчётами потребует значительного времени, до полутора лет.
Непосредственно перед последним отказом Джозеф Байден запросил у Пентагона ответы на вопросы о подготовке украинских войск к использованию оружия, его обслуживании, правовом основании для передачи и последствиях для боеготовности самих США. Ответы его, видимо, не устроили.
Скорее всего, ЗРК придётся передавать с американским обслуживающим персоналом, что США по ряду причин не устраивает (по косвенным данным, с этим же был связан отказ от поставок американских самолётов: лётчиков подготовили, а аэродромную обслугу — забыли).
В то же время Patriot рассматривается как наиболее естественная замена для советских комплексов С-300, поддерживать которые в боеспособном состоянии становится всё более сложно — уже из-за дефицита ракет.
Например, во время последнего налёта «гераней» на Киев, по ним вели огонь ЗРК NASAMS (там одна ракета стоит дороже всех использованных в налёте БПЛА).
Сразу же хотелось бы отметить несколько важных моментов:
Во-первых, какими бы сомнительными ни были бы итоги применения комплекса в других странах надо отдавать себе отчёт: его не держали бы на вооружении при действительно низкой эффективности.
Сейчас Patriot — одна из самых совершенных систем ПВО, она полностью соответствует актуальным требований армии США и уж в любом случае не ниже, чем у советско-российских С-300 (учитывая, что у последнего больше дальность действия — до 200 километров, в то время как у американского комплекса — до 100).
Во-вторых, поставлять их, конечно, будут поштучно, так же как до этого делалось с другими системами вооружений. А потом их вдруг станет много (как это было с натовской артиллерией, чья численность сейчас сравнима с числом сохранившихся у ВСУ советских систем).
В-третьих, по мнению ряда военкоров, само по себе обсуждение поставок Patriot — следствие отсутствия системной работы ВКС России по украинской системе ПВО.
В-четвёртых, по мнению военного эксперта Михаила Ходорёнка, поставки такого высокотехнологического оружия, как Patriot, открывают возможности для поставок любой другой военной техники, включая танки и самолёты (но он же отмечает, что в данном случае речь идёт об условно оборонительном вооружении, тогда как танки и самолёты — условно наступательные).
P. S. Министр обороны Польши Мариуш Блащак заявил, что достигнута договорённость с Германией о размещении немецких Patriot в Польше. Надо думать, что речь будет идти о приграничных районах, где комплексы смогут «случайно» перехватывать российские крылатые ракеты, летящие к целям во Львовской области.
Это логично: пусть лучше польские ракеты падают на территории Украины, чем украинские в Польше, как это было недавно.