После очередных ограничений со стороны Запада, введённых 5 декабря, экспорт российской нефти в Азию установил новый рекорд — и полностью перекрыл «провал» на других направлениях.
Российским нефтяным компаниям удалось «достаточно быстро» восстановить физические показатели добычи и поставок нефти после снижения весной 2022 года, отмечают аналитики рейтингового агентства АКРА, выдержки из отчёта которого опубликовало 8 декабря российское агентство РБК.
В январе-октябре 2022 года общий объем добычи нефти в России, включая газовый конденсат, вырос на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 443 млн т, указывают аналитики АКРА со ссылкой на данные Минэнерго.
При этом в течение года динамика была разнонаправленной: из-за западных санкций против российских нефтяных компаний, эмбарго США и проблем с фрахтованием и страхованием судов добыча нефти в марте снизилась на 4,1%, в апреле — на 2,4%, но уже в июне выросла на 2,7% (все данные год к году).
В конце мая вице-премьер Александр Новак прогнозировал, что по итогам 2022 года общая добыча может снизиться с 524 млн до 480−500 млн т, то есть на 4,6−8,4%. Но 6 декабря, на следующий день после введения эмбарго на поставки российской ЕС, а также ценового потолка на неё со стороны того же ЕС, G7 и Австралии российский чиновник представил более оптимистичный прогноз — снижение если и будет, то незначительным.
«Мы не исключаем, что при необходимости у нас могут быть ситуации, связанные с периодами снижения добычи нефти, поскольку ситуация на рынке нефти неопределенная. Я не думаю, что это будут какие-то большие объемы», — заявил Новак.
Весной 2022 года, после начала спецоперации России на Украине, США и Канада отказались от покупки российской нефти, Великобритания прекратила импорт российских энергоносителей в июне.
Страны Евросоюза, которые до последнего времени были крупнейшими покупателями нефти из России, формально ввели эмбарго на ее доставку морским путем только 5 декабря, но последовательно снижали закупки последние несколько месяцев.
По данным Argus Media, в январе 2022-го, до начала военного конфликта, на ЕС приходилось 85% от общего объема морских поставок российской эталонной марки Urals — 5,16 млн из 6 млн т. В сентябре это направление обеспечило только 24% объема (1,78 млн из 7,4 млн т).
Восстановление объемов добычи и экспорта в основном произошло за счёт перенаправления экспорта из Европы в Азию. Например, крупнейшая российская нефтяная компании «Роснефть» увеличила поставки в азиатском направлении в январе-сентябре примерно на треть, что позволило ей полностью компенсировать снижение отгрузок в адрес европейских покупателей.
Об этом в среду, 7 декабря, заявил главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин. Объем реализации сырья компании за девять месяцев увеличился на 3,3%, до 86,9 млн т, из которых 52,4 млн т пришлось на Азию. В третьем квартале доля азиатского направления в структуре реализации нефти в странах дальнего зарубежья достигла рекордных 77%, отмечают в «Роснефти».
На Азию переориентировались и другие российские поставщики. За первые девять месяцев 2022 года Индия нарастила закупки российской нефти (не только Urals, но и смеси ESPO, транспортируемой в дальневосточный порт Козьмино по трубопроводу Восточная Сибирь — Тихий океан) в восемь раз, до 20,5 млн т, следует из индийской таможенной статистики.
А по данным китайской таможни, Пекин закупил за тот же период почти 72 млн т российской нефти — против 65,7 млн т за аналогичный период прошлого года. В итоге, согласно подсчетам аналитиков Argus, Индия увеличила закупки Urals с нуля в начале года до чуть более 40% всех морских поставок к началу осени, а Турция — с менее 5% до 21%.
Более того, по данным Refinitiv, в Индию по итогам ноября пошло более 50% российской нефти, отправляемой морем.
Аналитики АКРА ожидают, что благодаря такому резкому «развороту на восток» показатели добычи и экспорта нефти в России по итогам 2022 года будут как минимум сопоставимы с уровнем 2021 года.
В целом в прошлом году на сырую нефть и нефтепродукты пришлось 37% выручки от общего российского товарного экспорта, следует из данных Федеральной таможенной службы. При этом поставки нефти и нефтепродуктов из России в Евросоюз и страны G7 (США, Канада, Великобритания, Франция, Германия, Италия и Япония) в 2021 году составили 214,7 млн т, на общую сумму $ 109,5 млрд.
Это почти 70% от совокупного экспорта этих товаров на мировой рынок.
По данным АКРА, по итогам января-октября 2022 года дисконт Urals к марке Brent составил 22,4% против 4,2% в 2021 году. Но, несмотря на рост дисконта, котировки Urals в этом году продемонстрировали заметный рост, отметили аналитики.
Так, средняя цена Urals за десять месяцев составила $ 79,6 за баррель, увеличившись на 17,9%.
«Повышение мировых цен на нефть при сохранении объемов добычи и экспорта на уровнях, сопоставимых с 2021 годом, обеспечит улучшение финансовых показателей российских нефтяных компаний», — заключили они.
Одновременно с введением упомянутого нефтяного эмбарго, европейские страны вместе с G7 и Австралией договорились с 5 декабря установить потолок цен на российскую нефть для третьих стран — $ 60 за баррель. Если цена контракта выше, то компаниям из стран, поддержавших потолок, запрещено такую нефть перевозить и предоставлять продавцам и покупателям другие услуги — в первую очередь страховые.
В Брюсселе и Вашингтоне рассчитывали, что это ощутимо ударит по российскому нефтяному экспорту. Ведь по данным Института международных финансов (IIF), около 50% российской нефти, вывозимой из портов страны, ранее транспортировались танкерами, принадлежащими греческим судовладельцам. А 90% судов в мире страхуется с помощью лондонской ассоциации «Международная группа клубов взаимного страхования» (International Group of P&I Clubs).
Кроме того, до введения санкций Евросоюз, США и Великобритания ввозили две трети российской нефти и нефтепродуктов, продаваемых на международном рынке.
Аналитики АКРА осторожно предположили, что в 2023 году вероятно сокращение финансовых показателей нефтегазовых компаний России в связи с возможным сокращением объемов экспорта в результате вступления в силу европейского эмбарго, а также «умеренного» снижения цен на нефть на мировых рынках в ближайшие годы.
При этом механизм потолка цен на нефть предполагает, что больше всех выиграют российские компании с самой высокой долей экспорта на Восток, такие как «Роснефть», говорится в отчете «Ренессанс Капитала». Есть и ещё один немаловажный фактор — обеспеченность собственным флотом танкеров, подчеркнули аналитики этой компании.
Ранее нефтяные компании не обзаводились танкерами, полагаясь на сторонние компании, и неизвестно, успели ли они их приобрести в течение 2022 года, отметили эксперты.
Однако реалии оказались явно неожиданными для Запада. Так, ещё 6 декабря председателя госкомитета Кипра по морским перевозкам Василис Димитриадис заявил, что порядка 20% кипрского танкерного флота сменило регистрацию после того, как Еврокомиссия (ЕК) объявила о намерении ввести ценовой потолок на российскую нефть.
По словам кипрского чиновника, переход танкеров в реестры других стран начался с 6 октября 2022 года, после того, как ЕК просигнализировала о своем намерении ограничить цены на российскую нефть, транспортируемую морским путем. Кипрский реестр судоходства покинуло около 20% танкерного флота, его валовая вместимость соответствует примерно 900 тысяч тонн.
Перевод судовладельцами своих танкеров в другую юрисдикцию вызван опасениями лишиться существенного дохода от транспортировки российской нефти. Подобные процессы идут также в Греции и на Мальте, однако о них нет официальных данных.
А 12 декабря американское агентство Bloomberg сообщило, что российские нефтяные компании увеличили объемы экспорта после того, как ЕС ввел эмбарго на нефть из России. Агентство на основе статистики морских перевозок подсчитало, что по сравнению с предыдущей неделей российский нефтяной экспорт подскочил на 16%, или 500 тысяч баррелей в сутки. Танкеры вывозили из российских портов 3,5 млн баррелей в сутки.
В Bloomberg отметили, что общий объем стал одним из самых высоких за последние полгода. Аналитики агентства также констатируют, что экспорт российской нефти в Азию установил новый рекорд, и полностью перекрыл «провал» на других направлениях.
Напомним, 5 декабря пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что введение потолка цен на российскую нефть не скажется на финансировании и ходе специальной военной операции.
«Экономика России обладает необходимым потенциалом обеспечения в полной мере всех нужд и потребностей в рамках специальной военной операции, и подобные меры на это не повлияют», — сказал Песков, и эти слова на Западе посчитали излишне оптимистичными.
Однако на поверку они оказались ещё слишком скромным прогнозом.