После 2014 года — на фоне жёсткого кризиса в промышленности — власти республик предпринимали попытки развития сельского хозяйства и пищевой промышленности. Это не только укладывалось в общероссийский тренд — сельское хозяйство с 2014 года показывает значительные успехи и непрерывно растёт, — на который ориентировались в Донецке и Луганске, но и позволяло обеспечить базовые потребности населения в продовольствии, а также периодически генерировать позитивные инфоповоды.
Первый глава ДНР Александр Захарченко заложил суперинтенсивный яблоневый сад в Тельмановском районе, одно из госпредприятий ДНР с переменным успехом выращивало овощи, а в ЛНР бурно рос выпуск минеральных вод.
В народных республиках свои агрохолдинги, в отличие от территорий, оставшихся под контролем Украины, не возникли: сказывался дефицит площадей, сложности с ведением бизнеса в условиях непризнанности, а также закрытый рынок России.
Тем не менее своя специализация у новых регионов за 30 лет возникла.
· Херсонская область — производство и переработка томатов, выращивание бахчевых и сезонных овощей с прицелом.
· Запорожская область — производство сезонных овощей, выращивание семечковых и косточковых культур (сливы, черешня, вишня).
· Донецкая область — производство мясной (колбасы) и молочной продукции (сыры), замороженных полуфабрикатов, а также кондитерских изделий и пива.
· Луганская область — производство курятины, яиц, розлив минеральных вод, производство.
Однако обеспечить локальный продовольственный суверенитет силами местного АПК ни один из новых регионов не может. Причин тому несколько.
Запорожская и Херсонская области пусть и собрали на двоих свыше 2,5 млн тонн зерновых в этом году, но пшеница не тот продукт, которым можно насытить пару миллионов человек. Продовольственный суверенитет — это история не столько про миллионы тонн зерновых и масличных, сколько про способность АПК — сельского хозяйства и пищевой промышленности — производить необходимые для сбалансированного рациона продукты питания.
Важнейший элемент — пищевая промышленность, опирающаяся на ресурсную базу из организаций, производящих продукцию растение- и животноводства. Запорожская и Херсонская области обеспечивали овощами и фруктами не только свои потребности, но и солидную часть оставшейся под контролем Киева территории пост-Украины. Но животноводство на территории пост-Украины оказалось в крайне запущенном состоянии вне зависимости от региона.
В качестве яркой иллюстрации стоит привести ситуацию с крупным рогатым скотом (КРС) — основой молочной промышленности.
Три четверти всех украинских коров находятся в личных крестьянских хозяйствах. Показатель товарности молочного производства (то есть его ориентированности на продажу) на Украине — 31% против 50% в России и 97% в Белоруссии. Поголовье коров и объёмы производства молока на территории Украины в границах до 24 февраля сокращались. Прогнозное (прогноз делали в конце лета) годовое производство молока на Украине в 2022 г. составит 7,5 млн тонн, сократившись на 1,2 млн тонн по сравнению с 2021 г. А по сравнению с показателями 2020 г. так и вовсе на 1,5 млн тонн меньше.
В ДНР ситуация не лучше: там до 24 февраля было 3470 коров, а после с учётом присоединённых территорий их поголовье возросло до 7019 коров. Этого ничтожно мало, так как в свои потребности в молоке ДНР обеспечивает лишь на 25,7%. За остальное местным переработчикам стоит благодарить Белоруссию и Россию, поставлявших в республику сухое молоко и сливки.
Уверен, в ЛНР ситуация была не лучше, но по ней данных ещё меньше. Грустной была картина и в Запорожской области, где только к марту 2021 года (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) поголовье коров сократилось на 12,4% (до 37,4 тыс. голов), свиней на 5% (до 164,9 тыс. голов), овец и коз на 9% (до 91 тыс. голов), птицы на 22,2% (до 3,1 млн голов). Херсонская область уже в 2022 году стала лидером по темпам сокращения поголовья крупного рогатого скота: там его стало на 18,2% меньше по сравнению с 2019 годом: 91,2 тыс. голов. И это без фактора непризнанности и при мощных украинских агрохолдингах.
В общем, пшеницей и подсолнечным маслом сыт не будешь. Но мало просто развести коров: молоко ещё нужно уметь переработать. Переработка — это уже история про пищевую промышленность. С ней ситуация ничуть не лучше, чем с коровниками и бурёнками.
Из четырёх новых регионов лишь ДНР можно назвать регионом с развитой пищевой промышленностью. Так, ДНР вполне обеспечивала собственные потребности (с учётом поставки сырья и полуфабрикатов из России) в следующих категориях продуктов:
· Кондитерских изделиях (ГП «Тор» с площадками в Донецке и Горловке мощностью 117 тыс. тонн продукции в год);
· Колбасах и мясных изделиях («Колбико», «Енакиевский мясокомбинат», «Горловский мясокомбинат», «Снежнянская колбасная фабрика», ООО «Торговый дом "Горняк"»);
· Соусах (ТД «Продукты Донбасса»);
· Пиве («Донецкий пивоваренный завод»);
· Мороженом («Винтер»);
· Мясные полуфабрикаты (ООО «Торговый дом "Горняк"»);
«Торговый дом "Горняк"» в ДНР и вовсе стал одним из крупнейших игроков на рынке пищевой промышленности, а также редким случаем, когда группа промышленных предприятий создала успешную — пусть и на локальном рынке — торговую сеть «Молоко» и целый букет узнаваемых на местном рынке брендов («Геркулес» для молочной продукции, «Пан Фазан» для мясной).
В общем, у пищевой промышленности новых территорий два варианта развития.
Первый — инерционный: гордостью территорий остаются 5,6 млн га пашни (столько же в Северо-Кавказском федеральном округе), миллионы тонн зерновых и масличных, а также производство сезонных овощей и фруктов. Такой сценарий для этих территорий и развитием назвать сложно: это скорее консервация накопленной за 30 лет отсталости. Нужны ли России 3,3 млн тонн масличных и 5-7 млн тонн зерновых в общем котле из 150 млн тонн зерновых и 13 млн тонн масличных? Пожалуй, лишними не будут. Это позволит зацементировать Россию на первых местах в мировом рейтинге производителей зерна и подсолнечного масла. Но так ли уж они важны в контексте продовольственного суверенитета? Сомневаюсь.
Второй вариант — эволюция. Зерно и масло оставляем за скобками.
При условии подключения сельхозпредприятий к инструментам федеральной поддержки (субсидии, компенсации капитальных затрат), обеспечения льготным финансированием (кредиты и лизинг), а также инвестициям со стороны крупного российского капитала эти территории смогут обеспечить качественными продуктами питания не только своё население, внеся вклад в обеспечение продовольственной безопасности России, но и стать экспортёрам продуктов питания на мировой рынок.
Быть поставщиками мясной и молочной продукции, овощей, фруктов и ягод, а также продукции их переработки (соки, компоты, варенья, джемы, пастила, детское питание, вина, коньяки, сидры) на российский рынок — вот путь развития АПК новых территорий.
Нужно ли для этого совершать какие-то сверхъестественные действия? Нет, достаточно просто будет подключить сельхозпредприятия новых территорий к инструментам федеральной поддержки (субсидии, компенсации капитальных затрат), обеспечить их льготным финансированием (кредиты и лизинг), завлечь в регионы крупные российские хозяйства со «старых» территорий). Таможенные пошлины и нетарифные ограничения уже ушли в прошлое. «Промсвязьбанк» уже работает, объёмы субсидирования нарастят. Всё остальное — вопрос времени.
В общем, новые территории России просто обречены на восстановление своего сельскохозяйственного потенциала и возврат в те времена, когда их АПК позволял обеспечивать качественными и вкусными продуктами питания миллионы человек, а не производить пшеницу для африканских стран и подсолнечное масло для британских ресторанов и домохозяйств.