Западная Украина за неделю

Западная Украина за минувшую неделю

Генераторы за полцены во Львове и новые "ворота на Запад" на Закарпатье и Буковине
Подписывайтесь на Ukraina.ru
Киевские власти не скрывают, что главная цель восстановления железнодорожного коридора в Румынию на Закарпатье и открытие нового автомобильного КПП на Буковине — вывоз украинского зерна на Запад.
Электрогенератор как образ светлого будущего
Мэрия Львова пообещала жителям многоэтажек компенсировать половину стоимости приобретенных электрогенераторов. Правда, сразу оказалось, что речь идет не о самих жильцах, а об объединениях совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) и т. п. Кроме того, несмотря на мощную пиар-кампанию, никакая компенсация пока не выплачена.
Итак, исполнительный комитет Львовского горсовета принял в минувшую пятницу программу частичной компенсации жильцам многоквартирных домов за приобретение генераторов для обеспечения минимальной поставки электроэнергии в критических случаях. Предполагается, что ОСМД или ЖЭКам будут возвращать 50% стоимости генераторов, но не больше 30 тысяч гривен (около 700 долларов). Все выплаты обещали производить из городского бюджета.
Олег Хавич: кто онУкраинский журналист, политолог, политический аналитик, собственный корреспондент издания Украина.ру в Восточной Европе
«Некоторые ОСМД во Львове уже приобрели генераторы и использовали их в работе, когда не было света. Мы хотим, чтобы к критическим ситуациям были готовы все. Понимаем, что для многих домов купить генератор сложно. Поможем. Приняли отдельную программу возмещения их стоимости», — заявил мэр Львова Андрей Садовый.
По словам мэра, на возмещение могут рассчитывать ОСМД, управляющие компании, исполнители жилищных услуг домов, а также жилищные кооперативы Львова. Номинальная мощность генератора должна быть больше 3 кВт. Для получения компенсации документы следует подавать через Центр предоставления административных услуг или сервис электронных обращений, после чего районная администрация вернёт часть средств.
Через несколько дней журналисты новостной службы киевского телеканала «1+1» поинтересовались, как реализуется программа, и выяснили, что дальше обещаний дело пока не пошло. Так, жильцы одного из домов купили генератор ещё летом и убедились, что это дело очень нужное, сказал журналистам руководитель одного из львовских ОСМД. В октябре, когда в энергетические подстанции Львовщины попали ракеты и весь город был обесточен, сюда приходили горожане заряжать телефоны и кипятить воду. «10 октября после обстрелов не было света, мы использовали и люди заряжали гаджеты — телефоны, смартфоны, макбуки, ведь многие жители работают в ИТ-индустрии», — объяснил председатель правления ОСМД Олег Вощинкин.
Потратили на генератор тогда более 20 тысяч гривен, теперь планируют компенсировать половину стоимости по программе городского совета. «Мощность его — 3 киловатта, потребляет он 0,7−0.8 л/час, бак 15 литровый. Он бак отработал, это 17−18 часов, должен полчаса-час отдохнуть. Планируем еще купить один мощный на несколько домов, чтобы людям запускать подачу воды», — сказали жители журналистам.
Во Львове более семи тысяч многоквартирных домов. Пока на компенсации предусмотрено 10 миллионов гривен, а если этих средств не хватит, будут пересматривать бюджетные расходы. Чтобы получить компенсацию, нужно только подать заявление, квитанцию ​​о приобретении генератора и документ с его техническими характеристиками, обещают в мэрии.
«Такие заявки и решения по ним будут в пределах недели. И, соответственно, средства будут возмещаться несколько дней. В течение 10 дней, двух недель заявка должна быть проработана и профинансирована», — заявил директор Департамента жилищного хозяйства Львовского городского совета Александр Одинец. В горсовете надеются, что львовяне успеют воспользоваться программой до настоящих холодов, однако срок начала выплат не называют.
Не исключено, что эта программа запущена с целью получить средства от западных доноров, ведь объявили о ней за несколько дней до начала ХІІІ Форума ОСМД, который 10−11 ноября состоялся во Львове. Мероприятие было организовано при поддержке правительства Германии в рамках проектов «Энергоэффективный район города Львова» и «Поддержка национального Фонда энергоэффективности и программы экологических реформ на Украине», выполняемых немецкой правительственной компанией GIZ (аналог американской структуры USAID).
На этом форуме заместитель городского головы Львова по жилищно-коммунальному хозяйству Ирина Маруняк рассказала о том, как город готовился и продолжает готовиться к функционированию в условиях чрезвычайной ситуации. В частности, о готовности подавать санитарный объем воды при полном отсутствии электроснабжения, об обустройстве в укрытиях пунктов обогрева, и, конечно же, о городской программе компенсации средств на приобретение электрогенераторов.
Но популистские обещания Львовской мэрии переплюнул городской голова Ивано-Франковска Руслан Марцинкив. Он, кстати, на собрание ОСМД принципиально не поехал, ведь его проводит мэр Львова, а выступил 11 ноября на онлайн-форуме Re:Open Zakarpattia 2022, который организован Закарпатской областной военной администрацией. Марцинкив заявил, что Ивано-Франковск готовится выживать в отсутствие электричества, тепло- и водоснабжения. По словам мэра, в областном центре подготовили более 50 мест обогрева, там будет тепло даже без газа или централизованной подачи электричества — поскольку мэрия подарит генераторы.
«Мы также создали внутреннюю программу "Убежище". Ведь в сельской местности жители возьмут людей к себе домой, особенно женщин с детьми в случае такой необходимости. А мы ввели программу, когда любой жилой дом, обустраивающий хранилище, получит бесплатно от города печку-буржуйку и электрогенератор», — пообещал Марцинкив. Поскольку о параметрах хранилища мэр ничего не сказал, у городских властей появляется широкое поле для манипуляций, когда предоставленные западными донорами или городами-партнерами электрогенераторы будут выделяться тем или иным домам за соответствующую «благодарность» профильным чиновникам.
Пропавшие военнослужащие и пастор-педофил. Что происходит в столице Галичины Львове
Новые «ворота на Запад» на Закарпатье и Буковине
Закарпатье, которое во времена Советского Союза было главными «железнодорожными воротами» в Центральную и Юго-Восточную Европу, — речь идет о переходе в Чопе — сейчас пытается восстановить железнодорожное сообщение с Румынией, прерванное почти 20 лет назад.
Железная дорога в этом регионе была построена при Австро-Венгерской империи ещё в 1894 году, она шла по территории нынешней Закарпатской области и Румынии. После 1945-го советскую часть этой ветви перестроили на российский стандарт 1520 мм, и Ужгород потерял прямое сообщение с Раховом: участки Ужгород — Солотвино и Деловое — Рахов имели «широкую» колею, а участок между ними, на территории Румынии, остался «узким». Со временем «широкий» путь на территории Румынии всё же проложили, и использовался он в основном для товарных поездов.
Правда, до 2003-го курсировал международный дизель-поезд сообщением Рахов — Сигет (это румынский город находится на втором берегу реки Тиса, фактически напротив Солотвино), но его отменили из-за большого количества контрабанды и убыточности. Товарных поездов к тому времени не было уже давно, ведь украинской экономике хватало железнодорожного КПП с Румынией в Вадул-Сирете (Черновицкая область). Поэтому участок железной дороги колеи 1520 мм, проходящей по территории Румынии от Рахова до Солотвино, долгое время вообще не использовался. Однако с началом российской военной операции и потерей значительной части товарооборота в черноморских портах, киевские власти заинтересовались ранее «тупиковым» маршрутом из Рахова в Румынию.
В августе 2022 года Украина открыла новые участки железнодорожного сообщения на границе с Румынией. Участки «Рахов — Деловое — госграница» и «Госграница — Тересва» (село вблизи Солотвино) были восстановлены за два месяца. Их протяженность — 19,3 и 1,1 км соответственно. Позже Румыния отремонтировала часть маршрута со своей стороны. После этого маршрут пригородного дизель-поезда Коломыя — Ивано-Франковск — Рахов продлили до станции Деловое на границе с Румынией. А 9 ноября «Укрзализныця» сообщила, что состоялся тестовый рейс «Марамаросского экспресса» по маршруту Рахов — Деловое — Валя-Вишеулуй (Румыния).
«Регулярный "Мармаросский экспресс" на границе между Украиной и Румынией ожидается уже в начале декабря», — отметили в «Укрзализныце». Время в пути (без учёта таможенных процедур) от Рахова до румынской станции Валя-Вишеулуй составляет около 40 минут по живописной горной долине. Пограничный и таможенный контроль будет производиться на борту поезда при посадке. «Укрзализныця планирует выполнять два рейса в день с возможностью пересадки пассажиров на поезда румынской железной дороги CFR. От Валя-Вишеулуй ежедневно курсируют поезда на станции Сигет, Клуж и Бухарест», — сообщили в пресс-службе оператора украинских железных дорог.
Также готовится сообщение из Ужгорода в Ивано-Франковск в формате железнодорожного транспортного коридора через территорию Румынии. «Карпатский экспресс» облегчит доступ туристам из других стран к известным западноукраинским горнолыжным курортам — Драгобрат и Буковель. Однако в «Укрзализныце» не скрывают, что главная цель восстановления железнодорожного сообщения с Румынией на этом участке границе — вывоз украинского зерна.
"План Б": от тепловозов к паровозам. На Украине ищут замену оказавшимся не у дел электровозам
Ту же цель преследует и открытие 10 ноября нового автомобильного пункта пропуска на границе с Румынией — «Красноильск» в Черновицкой области. Его важность подчеркивало присутствие на церемонии открытия премьер-министров Украины и Румынии Дениса Шмыгаля и Николае Чуке. Новый КПП должен разгрузить автомобильный пункт пропуска «Порубное» между Украиной и Румынией. Ведь очереди грузовиков к нему протянулись на десятки километров чуть ли не до Черновцов, и фуры в них стоят неделями.
«Красноильск» — первый пункт пропуска, построенный с нуля за последние четверть века, и второй — за все время независимости Украины. «По проекту "Красноильск" строился только для легкового транспорта и только для работы днем. Учитывая критическую ситуацию на румынской границе, мы переориентировали работу пункта пропуска и договорились с румынской стороной, что этот пункт пропуска будет полноценным грузовым», — сообщил заместитель министра инфраструктуры Мустафа Найем.
Пропускная способность КПП «Красноильск» предварительно оценивалась в 2000 граждан, 10 автобусов и 500 легковых автомобилей в сутки, а в перспективе — еще и 100 грузовиков в сутки. И хотя в момент открытия КПП заместитель руководителя Офиса президента Кирилл Тимошенко написал, что «вопрос создания необходимых инфраструктурных условий для автомобильного сообщения, в том числе грузового, более 3,5 т, обсуждается с румынскими коллегами», однако все решилось очень быстро. Уже 11 ноября на КПП «Красноильск» оформили первый грузовик на выезд из Украины — конечно, с зерном. В обратном направлении ввезли электрогенераторы из Румынии.
Рекомендуем