Россия чаще всего использует БПЛА "Орлан", а украинцы наладили пополнение не только натовскими беспилотникам, но и бытовыми коптерами, заявил военный эксперт, директор музея войск ПВО Юрий Кнутов.
Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
— Юрий Альбертович, американцы говорили о возможных поставках иранских беспилотников России. Иранцы вроде опровергают, но если эта поставка будет, хотелось бы понимать, о какой технике речь?
— Если говорить об Иране, страна в свое время захватила самые современные американские беспилотники, пару штук посадили. То есть, у них есть образцы разведывательно-ударных дронов производства США высокого класса.
Ирану их удалось скопировать, наладить выпуск у себя. Это что-то типа "Байрактаров", только качественно выше с точки зрения боевых и технических возможностей.
На сегодняшний день у Ирана на вооружении есть различные модели беспилотников, в том числе разведывательные "Ababil-3" и "Mohajer-4B", есть ударные "Mohajer-6" и "Karrar" и дроны-камикадзе "Arash".
Поэтому, если такая поставка состоится, окажется не лишней. Во всяком случае, разведывательных дронов много не бывает.
— Какие знаковые характеристики?
— У разных моделей высота 5-7 километров примерно, дальность около 200 километров, максимальная скорость – в районе 150 км/ч. Главное – бомбовая нагрузка, которую они могут нести, она повышенная, по сравнению с турецкими. Иранцы по-моему, даже пытались как-то американский корабль военный атаковать своими БПЛА, если мне память не изменяет.
— Какие боеприпасы они могут нести?
— Ракеты небольшие, бомбы. Корабль, конечно, ими не потопишь, но личный состав вполне можно уничтожать.
— Какая у них грузоподъемность?
— Сотни килограммов.
— Это один из первых военных конфликтов, в котором настолько широко используются беспилотники. Это существенно влияет на ход боевых действий?
— Да, Украина же приняла целую программу "Армия дронов", в соответствии с этой программой они будут приобретать 200 дронов типа "Байрактар" или аналогичных, и 1000 квадрокоптеров, которые будут использоваться в звене "рота-взвод". И потом, соответственно, будут опять же собирать деньги для ремонта этих дронов и коптеров и применять дальше, либо заменять.
— А наши войска что применяют такого типа?
— Вооруженные силы России применяют на Украине беспилотники "Орлан-10". Кронштадт делает дроны-камиказде. Основная масса – это "Орланы", ну и бытовые тоже применяются для разведки.
"Орланы" есть двух видов – просто разведывательный и разведывательно-ударный, не так давно его доработали до этого уровня. Он может нести две небольшие бомбы, две ракеты. Мощность их небольшая. Но он способен поразить цель, в том числе бронированную или же скопление личного состава. Высота где-то 5 километров, дальность 100-140 километров, в воздухе может находится часов 8-10. Это основная рабочая лошадка нашей армии. Они работают в связке с артиллерией и другими средствами поражения.
Недавно стало известно, что в России планируют производить ударные вертолетные беспилотники массой 750 килограммов. Которые будут также смогут бить по легкобронированной технике противника и солдатам. Возможно делать их будут в холдинге "Ростеха" "Вертолеты России". На дрон будут ставить танковую версию пулемёта Калашникова, нести он будет 550 патронов, 8 ракет и 16 бомб.
— Если сравнить армию российских и армию украинских дронов, кто доминирует?
— По большому счету, да. Можно сопоставить. Армия украинских дронов – это не только украинские, это же еще и поставляемые натовские аппараты, которые им поставляют.
И даже сейчас вот у них фонд армии дронов появился. Потому что заявили, что компания, которая делает "Байрактары" заявила, что подарит им три штуки. Литва согласилась даже собрать деньги и один оплатить. И подарили. Дроны у украинцев разные. Американские новейшие "Switchblade" и еще некоторые дроны-камикадзе. Ну те малоэффективны, они летают где-то по 40 минут, дальность до 10 километров, посадку не совершают и при обнаружении цели просто пикируют и подрывают ее.
Американские и британские имеют преимущество из-за электромотора, потому что не могут сбить из ПЗРК, так как такая система на тепло реагирует. Сбивают из автомата Калашникова.
Ну а сейчас появились у нас электромагнитные ружья, два типа. "Ступор" разработки концерна "Калашников" серии REX, дальность 1.5-2 километра, сектор 20 градусов. Они прерывают сигнал между оператором и аппаратом, потом садят его она землю. Опробовали их уже на поле боя, оказались очень эффективны, сейчас будут ими наполнять войска.
— Если в общем оценить по количеству и мощности российские и украинские БПЛА, как сравнить силы?
— В Украинской армии очень много таких коптеров бытовых, которые используют в звене "рота-взвод". То есть, это обычные гражданские аппараты, невоенного назначения, их много гибнет, мы сбиваем даже из автоматов их очень много, просто теряются они в том числе. Таких дронов у них много, в этом есть у них главное преимущество.
Но их быстро пополняют, у армии ЛДНР есть проблемы с этим, но народ сбрасывается, покупают добровольцы, за счет этого пополняется тоже запас. В Украине идут государственные закупки, им в этом отношении проще.
— Из боевых БПЛА у нас силы равны?
— Там много схожих дронов с нашим "Орланом-10", я тут не стал бы выделять характеристики. "Байрактар-B2" и наши примерно на одном уровне. Они сопоставимы – российские и украинскими с натовскими.
— По количеству сколько их задействовано сложно сказать?
— Никто точно не скажет. У нас до начала СВО были цифры – десятки тысяч, всех модификаций вместе.
— Какую роль БПЛА сейчас играют в этом военном конфликте?
— Они изменили характер боевых действий. Сначала ведется разведка, потом определение и выбор целей, только потом наносится удар высокоточным оружием, либо дальнобойной артиллерией, или РСЗО.
Пехота также не действует без информации с дронов. Сначала их запускают, изучают поле боя, где находится противник, по нему открывают огонь из артиллерии, и авиации, если нужно. Только потом идет вперед пехота. Такая же история с танками и артиллерией. Колонны прикрывают вертолеты, но в принципе разведка тоже необходима.
Дроны – это на сегодняшний день глаза и уши, они вытесняют корректировщиков, наземных и артиллерийских, и даже некоторые виды разведки вообще. Без таких аппаратов сейчас ведение боевых действий нецелесообразно. Благодаря БПЛА можно увидеть. Где противник в засаде, как он замаскирован, и подавить его бесконтактным боем. То есть дрон позволяет вести бой без потерь.
— Я так понимаю в тактике такие машины имеют очень важную роль, учитывая, что задачи СВО – сохранить мирных граждан и российских военных максимально.
— Да, второй этап спецоперации отличается тем, что главной формой борьбы стало не лобовое наступление с большими потерями, а именно использование боевых дронов, чтобы снизить потери людей.
— Каким образом Россия делает дроны, не уступающие по техническим характеристикам западным аналогам, если мы уступаем в плане технологий.
— Сначала мы покупали у Израиля, делали на их основе свои, потом по мере производства улучшали. Опыт получили, это позволило делать полностью наши дроны на современной базе, они ничем не уступают зарубежным.