Проблемы Херсонщины тем более остры, что традиционные экономические связи, завязанные на Украину и украинскую логистику, уже нарушены (впрочем, на переходах в Запорожской области стоит немало грузовиков — так что какая-то торговля идёт), а вот новые, завязанные на Крым или ДНР, ещё не сформировались.
О сложностях, с которыми сталкиваются херсонские фермеры, пишет авторитетный телеграм-канал «Рыбарь».
В первую очередь это сложности с таможней и логистикой: например, на границе с Крымом машина может простоять до трёх суток. Возить в Россию скоропортящуюся продукцию проблематично. Из-за сложностей на границе некоторые фермеры выкинули сотни тонн выращенных фруктов и овощей. Особенно остро стоит проблема с арбузами.
Аренда десятитонной машины из Херсонской области до Перекопа с прохождением таможни стоит 60 тысяч рублей. Такие затраты на логистику обесценивают доходы от продажи продукции в Крым. В результате, например, закупочные цены на капусту упали до 2 гривен за килограмм против 5-7 в начале СВО. Фермеры были вынуждены просто выбросить овощи за нерентабельностью.
Зерно на элеваторах принимают по $145 за тонну. При этом услуги зерновоза — $45 за тонну. Фермеры утверждают, что доход при такой схеме не окупает затрат на выращивание культуры.
Возникают трудности с поставками в Херсонскую область удобрений из России. Показательна ситуация с селитрой: её стоимость значительно ниже, чем на Украине, но её невозможно доставить в регион из-за ограничений на вывоз удобрений, которые ввело российское правительство. Вывозить без ограничений можно в ДНР и ЛНР, но не в Херсонскую область.
90% заправок не работают, приходится их покупать у частных предпринимателей. Дизтопливо продаётся по цене 30-31 гривна, а бензин — по 50 гривен за литр.
При этом банки не работают, негде взять кредит и неоткуда получить материальную помощь. А ведь к 2023 году нужно как-то купить посевной материал, пленку, ГСМ, химзащиту и другие важные товары.
* * *
Мы не ставим под вопрос информированность «Рыбаря». Скорее всего, эта информация получена непосредственно от фермеров и соответствует действительности. Тем более что мы помним, что с такими же проблемами столкнулся Крым в 2014 году — те, кто бывал тогда в республике, обращали внимание на поразительно низкий уровень цен на продукцию сельского хозяйства (почти всё выращенное на полуострове сбывалось тут же).
Некоторые вопросы, такие как поставки удобрений в регион, надо, разумеется, решать на федеральном уровне и тут очень пригодился бы спецуполномоченный по проблемам освобождённых территорий. Сейчас эти обязанности, не имея официального статуса, но пользуясь многочисленными знакомствами в российском истеблишменте, де-факто исполняет Олег Царёв.
Что касается всего остального, то не всё так однозначно.
Во-первых, фермеры, в принципе, уязвимая часть сельскохозяйственных производителей, они имеют доходы значительно меньшие, чем у крупных агрохолдингов. Жалуются они всегда, поэтому отделить жалобы по делу от жалоб вообще довольно трудно.
Например, заявления о том, что доходы от продажи пшеницы не покрывают расходов на её выращивание мы слышим не первое десятилетие, но фермеры почему-то продолжают её выращивать. Два года назад в Херсонской области с логистикой было попроще (правда, везли не в Крым, а в основном в Николаевскую область), но и цены были пониже: $124 за тонну, а сейчас в Одесской области — $84.
Кстати, хотелось бы понять, что происходит сейчас с землями и инфраструктурой украинских агрохолдингов на освобождённых территориях и что думают агрохолдинги российские.
Во-вторых, определённую (возможно, даже большую) часть сезонных овощей и фруктов вывезти действительно не удалось. Тем не менее херсонская клубника и арбузы появились не только в Крыму, но даже в Москве (хотя на московский рынок пробиться очень сложно) и в Белоруссии. Так что части фермеров логистические проблемы как-то решать удаётся. Что, конечно, не означает, что их не надо решать.
Кстати, о капусте. Её массово выбрасывали и в прошлом, и в позапрошлом годах — из-за низких закупочных цен в сезон. Проблема, судя по всему, имеет системный характер.
Груды выброшенных овощей около переходов в Крым украинцы, ехавшие в республику на отдых, видели все предыдущие годы. Тоже системная проблема, связанная с работой таможни.
В-третьих, в Днепропетровской области, по данным ресурса «Автомания», на заправках дизтопливо стоит 55-58 гривен за литр, 95-й бензин — 50-51 гривну. По данным наших источников за эти цены заправки «закрыты».
Правда, насколько мы знаем, сельскохозяйственные производители (так же как армия) на заправках не заправляются, а получают топливо по оптовым ценам. И его, в принципе, хватает. К сожалению, у нас нет информации о реальных ценах. По косвенным данным, впрочем, разница между оптовой и розничной ценами не так уж велика — во всяком случае, предложений купить бензин или солярку в селе на теневом рынке практически нет.
В общем, сложностей более чем достаточно. Но мы всё же уверены, что имеющиеся проблемы носят временный характер.