Для анализа был выбран 2019 год — он предшествовал пандемии, дестабилизировавшей финансы многих стран мира.
Для лучшего понимания и иллюстративности мы сравним Херсонскую и Рязанскую области. Между двумя этими областями есть сходство: в них проживают по миллиону человек и обе — в сложном экономическом положении. Рязанская область в рейтинге 85 субъектов России по размеру доходной части бюджета в 2020 году находилась на 56 строчке.
А чтобы цифры легче воспринимались, мы пересчитали расходы бюджета Херсонской области в рубли по среднему курсу 2,5 рубля за 1 гривну.
Главные источники наполнения государственного бюджета Украины — акцизы, таможенные пошлины и НДС. Они на 100% зачисляются в государственный бюджет. Туда же уходят 90% налога на прибыль предприятий, и часть НДФЛ. Основная статья бюджета областей — налог на доходы физических лиц (НДФЛ), ренты за использование природными ресурсами и лишь в последнюю очередь налог на прибыль предприятий.
Общий объём средств, которым в 2019 году располагала Херсонская область, составлял 14,3 млрд рублей. На налоги пришлось 1,68 млрд рублей, неналоговые поступления обеспечили 443,5 млн рублей и 12,2 млрд рублей составили трансферты из госбюджета.
Для сравнения: доходная часть бюджета Рязанской области на 2019 год — 58,6 млрд рублей, в том числе трансферты из федерального бюджета в размере 18 млрд рублей. Одного лишь НДФЛ в области собрали на 1,1 млрд рублей меньше, чем весь бюджет Херсонской области.
Таким образом, бюджет Рязанской области в 2019 году в 4 раза превышал бюджет Херсонской области. На 1 жителя Рязанской области пришлись 52 тыс. рублей доходов против 13,8 тыс. рублей доходов в Херсонской области.
Доля трансфертов от общего объёма бюджета Рязанской области — 30,7% против 85% в Херсонской области. Одним лишь федеративным устройством России объяснить такое существенное — в 2,8 раза — расхождение в доле трансфертов невозможно. Сказываются ещё роль Киева как места концентрации капиталов, а также политическая благонадёжность регионов: легче всего деньги получать регионам Западной Украины.
Интересный аспект — статьи расходов, под которые поступало финансирование из государственного бюджета. 12 млрд рублей были получены из бюджета в виде дотаций и субвенций.
Почти всё было направлено на социальные выплаты и медицину. Никаких субвенций на реализацию программ развития из госбюджета не предусматривалось.
Вопросы развития и инвестирования Киев предпочёл оставить под своим контролем. Для этого был создан Государственный фонд регионального развития, из него осуществляется финансирование отобранных на уровне областей инфраструктурных проектов. В 2019 году в Херсонской области было 18 строек, а в Рязанской — 27 и все без согласования с Москвой.
Из 14,3 млрд рублей бюджета Херсонской области лишь 275 млн рублей были направлены на реализацию областных программ, которых в области было порядка 20. На восстановление систем орошения в области выделили 12,5 млн рублей, 1 млрд рублей на ремонт дорог область получила из государственного бюджета.
Для сравнения, в Рязанской области в 2019 году было 18 государственных программ развития, 58,2 млн рублей на них распределялись на уровне области. И несмотря на то, что бюджет развития Херсонской области больше, потрачен он был на закупки медицинского оборудования, то есть компенсацию недофинансирования медицины со стороны госбюджета, а не на развитие.
Также стоит отметить, что на Украине нет аналогов российских национальных проектов. А с 2019 по 2024 год Рязанская область в рамках 11 национальных проектов получит из федерального бюджета 52 млрд рублей (фактически, ещё один годовой областной бюджет). Порой для регионов принимают отдельные программы развития, как, например, для Адыгеи, где за 5 лет собственные доходы региона выросли в 1,5 раза, а дотационность снизилась 15% — эти результаты были обеспечены инвестициями в размере 173 млрд рублей (эквивалент 12 годовых бюджетов Херсонской области).
И это, не говоря о специфических инструментах развития, например, региональной программе капитального ремонта многоквартирных домов, Фонда развития промышленности, а также инструментах государственно-частного партнёрства (концессии) и кредитования по линии госбанков.
Интересный аспект, показывающий различия в самостоятельности областей в России и на Украине, — ремонт дорог.
На них в Рязанской области в 2019 году было выделено 7,7 млрд рублей против 1 млрд рублей в Херсонской области. При этом если Херсонской области приходилось рассчитывать на милость Киева, то доходы Дорожного фонда Рязанской области формировались за счёт акциза на ГСМ (59,7%), транспортного налога (21,3%), штрафов за нарушение ПДД (15,4%). Лишь 3,6% средств Дорожного фонда поступили в виде межбюджетных трансфертов.
Таким образом, несмотря на формально одинаковый статус двух субъектов их финансовые возможности серьёзно различаются, разнится и степень контроля за областями со стороны вышестоящей власти.
Если представить, что в Херсонская область вошла бы в состав России в 2019 году, а её бюджет на 2020 год был бы принят без изменений, то она стала расположилась бы на предпоследней строчке субъектов федерации по размеру бюджета, опередив лишь Еврейскую автономную область. Однако в последней, в силу 153-тысячного населения, на 1 жителя приходится в 5 раз больше денег, чем в Херсонской: 73,8 против 13,8 тыс. рублей.
Фактически, в составе Украины Херсонская область была обречена на дальнейшую деградацию в силу отсутствия местных финансовых ресурсов для развития, а также нежелания и неспособности Киева развивать подконтрольные ему регионы. В то же время российский федерализм — пусть и не без изъянов — позволяет областям развиваться как самостоятельно, так и с помощью участия в федеральных программах развития.