«Вот Пётр Первый Северную войну 21 год вёл. Казалось бы, воевал со Швецией, что-то отторгал… Ничего он не отторгал, он возвращал! Так и есть. Всё Приладожье, там, где Петербург основан. Когда он заложил новую столицу, ни одна из стран Европы не признавала эту территорию за Россией, все признавали её за Швецией. А там испокон веков наряду с финно-угорскими народами жили славяне, причём эта территория находилась под контролем Российского государства. То же самое и в западном направлении, это касается Нарвы, его первых походов. Чего полез туда? Возвращал и укреплял — вот что делал», — сказал Путин.
Владимир Владимирович начал не с этого, но было бы странно, если бы он об этом не упомянул.
Российский президент с большим вниманием относится к истории. Началу СВО предшествовала статья «Об историческом единстве русских и украинцев» от 12 июля 2021 года и крупный исторический комментарий к принятию решения о признании ДНР и ЛНР. Эти намёки не все поняли.
Теперь он прямо сравнивает начало XXI века с началом века XVIII — в 1721 году закончилась Северная война и Россия была провозглашена империей (справедливости ради надо сказать, что иностранные авторы начали её так называть уже во времена Ивана Великого — за двести лет до официального провозглашения).
Смысл процесса тот же самый — возвращение и укрепление. Какой-то сетевой острослов уже заметил, что Пётр прорубал окно, а Путин — прорубает коридоры… Сухопутный коридор в Крым уже стал реальностью.
«Всегда Россия оставалась, была на острие происходящих событий. Да, были эпохи в истории нашей страны, когда приходилось отступать, но только для того, чтобы, собравшись с силами, идти вперёд, сосредоточиться и идти вперёд», — заявил Путин.
Явная отсылка к известной фразе последнего канцлера Российской империи Александра Горчакова (лицейского одноклассника Пушкина): «Россию упрекают в том, что она изолируется и молчит перед лицом таких фактов, которые не гармонируют ни с правом, ни со справедливостью. Говорят, что Россия сердится. Россия не сердится, Россия сосредотачивается».
Фраза Горчакова касалась ситуации после поражения России в Крымской войне. Слова Путина касаются последствий «крупнейшей геополитической катастрофы века» — распада СССР. К социализму российский президент относится критически, равно как и к принципам организации Союза, но сам СССР считает исторической формой существования Российского государства.
Ну и да — в 2022 году отступление закончилось.
«Невозможно такую страну, как Россия, со стороны невозможно обнести забором. А мы сами не собираемся такой забор вокруг себя возводить», — сказал президент РФ.
Это о попытках изоляции России. Намёк, в общем-то, понятен.
После Второй Мировой войны Россию тоже пытались отгородить «железным занавесом», причём строили этот занавес вовсе не со стороны СССР — термин введён Уинстоном Черчиллем в «Фултонской речи» 5 марта 1946 года. Тогда это удалось, поскольку СССР был сам по себе закрыт для мира, прежде всего — экономически.
Такие же попытки происходят и сейчас. Вот, например, помощник американского президента Джейк Салливан уверяет, что Россия уже к концу 2022 года перестанет входить в число крупнейших экономик мира из-за западных санкций.
«Не было у нас закрытой экономики. То есть была в советское время. (…) А мы сейчас не собираемся этого делать, мы не будем наступать на те же самые грабли. Наша экономика будет открытой. Кто не хочет, тот сам себя будет обкрадывать. Уже себя обкрадывают, создают проблемы. Если дальше пойдут по этому пути, ситуация будет только усугубляться», — заявил Путин.
В последние годы только ленивый западный пропагандист не сообщал, что Россия, имея 11,4% мировой суши, даёт только 2,85% мирового ВВП. Однако попытки изолировать Россию от мировой экономики тут же привели к глобальному кризису. Получилось, что эти менее 3% сосредоточены в невероятно чувствительных сферах — газ, зерно, уран, неон… Более того, по мнению западных аналитиков, Россия в условиях вызванного санкциями «идеального шторма» чувствует себя совсем неплохо.
Конечно, влияние санкций со временем будет оказывать на российскую экономику больше влияния, но ведь и влияние кризиса на мировую экономику будет усиливаться.
Пока же Россия прикладывает все усилия, чтобы избежать блокады чувствительных сфер мировой экономики от российских ресурсов. Достаточно вспомнить заявления Путина об украинском зерне — его вывоз заблокировала сама же Украина… Россия же готова предоставить для его экспорта свои порты — Бердянск и Мариуполь. Ах, эти порты украинские и она их закрыла? Об этом тоже сказано: «это они сами сделали эти ошибки, а теперь (…) всё перекладывают на Россию, что Россия во всём виновата. А мы здесь ни при чём».
«Мир меняется, причём меняется стремительно. И для того, чтобы претендовать на какое-то лидерство, — я уже не говорю про глобальное лидерство, но хоть в чём-то, — безусловно, любая страна, любой народ, любой этнос должны обеспечить свой суверенитет. Потому что не бывает каких-то промежуточных составляющих, промежуточного состояния: или страна является суверенной, или колонией, как бы колонии ни называть.
Сейчас не буду приводить примеров каких-то, чтобы никого не обижать, но если страна, либо группа стран, не в состоянии принимать суверенных решений, это уже в известной степени колония. А колония исторических перспектив всё-таки не имеет», — сказал президент РФ.
Владимир Владимирович обижать не хочет, а мы обидим — речь идёт не только об Украине, чьё подчинённое положение ни для кого секрета не представляет, но и о «группе стран» — Европейском союзе, который принимает антироссийские решения в ущерб своим интересам под диктовку США. И даже о США, которые так глубоко залезли в украинские дела, что на их политику начала оказывать влияние сама Украина.
Суверенитет — вообще ключевое понятие внешней политики Путина. Он хочет иметь дела именно с суверенными государствами, которые действуют в соответствии со своими интересами. Именно к такой политике Россия подталкивает соседние страны. Увы, получается не всегда. Ну, а если они не хотят быть суверенными — сами виноваты.
«Суверенитет в современном смысле — вообще, в принципе, это было-то всегда, но сегодня это особенно очевидно, — он складывается из нескольких составляющих. Это военно-политический суверенитет, и здесь, безусловно, важно быть в состоянии принимать суверенные решения в сфере внутренней и внешней политики, обеспечить безопасность. Второе — это экономический суверенитет, развиваться так, чтобы по базовым направлениям развития не зависеть ни от кого, в критических технологиях, в том, что обеспечивает жизнеспособность общества и государства. В современном мире чрезвычайно важен технологический суверенитет. Ну и, конечно, общественный суверенитет. Что я имею в виду — это способность общества консолидироваться для решения общенациональных задач», — перечислил президент.
Обеспечению военно-политического суверенитета посвящены прошлогодний «ультиматум» и начало СВО.
Обеспечение экономического суверенитета — импортозамещение и переход к оплате в рублях зарубежных контрактов.
Обеспечению технологического суверенитета была посвящена сама по себе встреча 9 июня — молодые учёные поднимали вопросы, ответы на которые нужны именно для укрепления самостоятельности России в ключевых отраслях. И можно не сомневаться, что по каждой поднятой проблеме будут приняты решения на уровне правительства или профильного министерства.
А общественный суверенитет — это готовность и способность власти к диалогу с обществом, что Путин демонстрирует на протяжении всех своих президентских сроков.