Город и порт находятся на берегу Джарылгачского залива, отделённого от Каркинитского залива Чёрного моря (между Крымом и материком) необитаемым островом Джарылгач. Большая часть этой зоны — заповедная, в Скадовском районе находится известный курорт Лазурное.
В советские времена тут был портопункт Херсонского порта, но в 1957 году он был выделен в отдельный порт. Предельная мощность порта — 1,32 млн тонн. В порту действовало рыболовецкое хозяйство и консервный завод.
В 1998-2014 году в порту действовала международная паромная переправа с Турцией (Стамбул, Зонгулдак) и Грузией.
В отличие от некоторых других портов (Херсонского и Бердянского), в 2014 году Скадовский порт пережил катастрофу — паромная переправа была закрыта из-за близости к зоне АТО (хотя к Бердянску АТО было значительно ближе), а она давал 80% оборота. После этого первое иностранное (молдавское) судно было принято только в 2020 году.
В 2013 году оборот порта составлял 276,2 тыс. тонн, в 2015 — 37,9, в 2018 — 8,4, в январе-июле 2021 — 0. Правда, в августе одно судно всё же загрузилось, а в декабре даже пришёл паром из Грузии, который привёз 12 большегрузных и 33 легковых автомобиля.
В 2019 и 2021 годах выставлялось на продажу ЗАО «Скадовское хлебоприёмное предприятие» мощностью 33,42 тыс. тонн. В последние годы порт переваливал практически только его продукцию. Конкурсы тогда не состоялись — явился только один желающий приобрести убытки и долги.
В 2021 году в порту проводились ремонтные работы, но там нужно, прежде всего, дноуглубление (глубина порта всего пять метров), а на него власти разрешения не дают, поскольку можно повредить курортному сезону, который, в отличие от заходов судов, бывает регулярно и даёт реальные прибыли.
К Скадовскому порту приписан портопункт Хорлы, расположенный в одноимённом селе Каланчакского района на берегу Каркинитского залива. Создан он был в 1897 году Софией Фальц-Фейн — матерью Фридриха Фальц-Фейна — основателя заповедника Аскания-Нова. В начале XX века этот порт был более мощным, чем Скадовский — тут даже корабли строились. В 1970-х годах оборот порта превышал 0,7 млн тонн. Во времена независимости Хорлы утратил статус порта и занимался исключительно перевалкой песка для Крыма, что прекратилось в 2014 году.
9 марта город и порт Скадовск заняли российские войска. Никакого гарнизона в городе не было, соответственно и боевые действия не велись.
1 мая Министерство инфраструктуры временно закрыло Скадовский порт — до восстановления контроля над ним. 11 мая в Скадовске и районе создана военно-гражданская администрация. Похоже, открытия порта по версии Киева ждать придётся долго.
А вот по версии Москвы, похоже, нет: 26 мая глава военно-гражданской администрации Скадовского района Сергей Швайко заявил: «мы его доведём до ума. Все, что у нас не работает, мы починим и приведём в готовность. С осени уже можно будет загружать зерно и отправлять его».
Не смотря на всем проблемы с международным признанием, на фоне продовольственного кризиса порт должен ожить. Да и песок для Крыма может пойти из Хорлов. В каком-то смысле положение Скадовского порта оказалось даже лучше, чем у других — уж слишком низкая база для сравнения.