Без оружия и под следствием: как живёт тероборона Украины
Положение украинских бойцов сложное, это признал министр обороны Украины Алексей Резников.
О том, как обстоит ситуация изнутри, французской газете Le Figaro рассказали участники отрядов территориальной обороны Украины, которым удалось сбежать.
«Это было ужасно. Нас обучали лишь полтора дня и выдали каждому только по автомату Калашникова», — вспоминает мужчина, отмечая, что рассчитывал нести службу на блокпосту в родном городе на Западной Украине, а не участвовать в боях.
Другой рассказал, что после гибели части их сослуживцев погибли от обстрелов российской артиллерии и ударов ВКС РФ, они убедили своего командира отступить, но во время отхода тот был убит. Теперь против них ведётся судебное разбирательство из-за того, что покинули позиции.
Le Figaro отмечает, что из 30 оставшихся в живых членов отряда 23 отказались вернуться на позиции и теперь в Бахмуте ждут решения суда.
Изначально силы территориальной обороны должны были действовать только в пределах территориальной общины, однако 3 мая Верховная Рада разрешила им выполнять задания по всей территории Украины, включая зону боевых действий.
«Проблема не только в том, что многие новобранцы недостаточно обучены, но и в том, что некоторые полевые командиры не способны командовать, что отражает проблемы, имевшие место и до конфликта. Из-за этого закона едва обученные обращению с оружием новобранцы вопреки своей воле направляются в такие ситуации, в которых они никогда не должны были оказаться.
Наши клиенты, например, стали жертвами физических и психологических травм. Это гражданские лица с небольшим опытом и почти без подготовки, которых командование послало на убой», — заявил украинский адвокат Дмитрий Сергеенко.
Старое светское ближе и понятнее, нежели новомодное западное
Британский журнал The Economist, ссылаясь на руководителя программы изучения Вооружённых Сил РФ американского Центра военно-морского анализа Майкла Кофмана, сообщило, что на Украине уже исчерпаны или близки к этому запасы отдельных видов боеприпасов советских калибров. Прежде всего речь идёт о видах вооружений, крупные партии которых поставлялись на Украину — противотанковых ракетных комплексах и переносных зенитных ракетных комплексах.
Это подтверждает и военный обозреватель издания Шашанк Джоши: в Twitter он рассказал, что, по словам представителя Министерства обороны одной из европейских стран, запасы боеприпасов советского стандарта в Европе за три месяца закончились, их больше нет.
«Мы уже получили от партнёров, приобрели на рынке, изготовили и передали Вооружённым силам значительное количество оружия. Его хватило бы для победоносной обороны от любой армии в Европе. Но не от России. Украине позарез нужно тяжёлое вооружение, и очень быстро», — взывает Алексей Резников со своей страницы в соцсетях.
Министр обороны Украины перечислил, что конкретно нужно ВСУ: значительное количество РСЗО образца НАТО и боеприпасов к ним, сотни единиц тяжёлой бронетехники, боевые самолёты и средства ПВО/ПРО для защиты воздушного пространства.
The Economist отмечает, что вооружения советского производства иссякнут и в странах, в своё время входивших в Организацию Варшавского договора, поэтому в случае затягивания конфликта на Украине вырастет значение оружия стандартов НАТО, поставляемых Украине Соединёнными Штатами и Европой.
И тут-то могут возникнуть проблемы. Отказ поставлять Киеву современные модели вооружений западные политики оправдывали тем, что украинские военные не умеют ими пользоваться, а советские образцы для них понятнее и знакомее. Позже бойцы ВСУ, попавшие в плен к Вооружённым Силам РФ, рассказывали, что иностранные инструкторы просто раздали им американские и европейские вооружения, не объяснив, как пользоваться, либо всё обучение ограничивалось парой часов.
Вынь да положь
Еврокомиссия 17 июня рассмотрит вопрос о предоставлении Украине статуса кандидата на вступление в Евросоюз.
«Это политическое решение, имеющее огромное психологическое значение для защитников Украины. Мы всё равно должны помогать строить Украину. Неважно, есть ли у Украины статус кандидата или нет. Так или иначе, мы должны вытащить деньги из наших карманов и поддержать восстановление Украины. Тогда (в процессе восстановления. — Ред.) мы должны дать Украине статус кандидата, это будет дополнительным стимулом для населения», — заявил президент Польши Анджей Дуда в интервью немецкому изданию Bild.
Ранее президент Украины Владимир Зеленский оценил затраты на восстановление страны как минимум в $600 миллиардов. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен допустила, что Евросоюз совместно с Европейским инвестиционным банком, международными партнёрами и финансовыми организациями может принять участие в этом проекте, но не просто по доброте душевной — Киев должен провести реформы системы управления, судебной системы и заняться борьбой с коррупцией.
Кроме того, Дуда раскритиковал тех немцев, кто на фоне спецоперации на Украине выступает за сохранение экономических контактов с Россией.
«Простите, может быть, кто-то в Германии обидится: этой части немецкой промышленности наплевать, что происходит с Украиной, что происходит с Польшей. Они говорят: мы хотим заниматься бизнесом, зарабатывать деньги. С Россией можно вести бизнес, мы хотим продавать нашу продукцию. Мы хотим покупать дешёвый газ и импортировать нефть.
Возможно, немецкая экономика не верит, что русская армия сможет в очередной раз отпраздновать крупную победу в Берлине и оккупировать часть Германии. Мы в Польше знаем, что это возможно», — сказал польский лидер.
Впрочем, такая озабоченность Варшавы может быть обусловлена вовсе не переживаниями за рядовых украинцев. В Службу внешней разведки России поступает информация, что грёзы властей Польши о возвращении Восточных кресов воплощаются в конкретные действия.
«Киев осознанно открывает польско-американскому тандему доступ к сведениям государственной важности, включая информацию о налогоплательщиках и, как следствие, реальном финансовом положении Украины. В бизнесе такую "сделку" можно было бы отнести к категории слияний и поглощений. Государство не частная корпорация, и в данном случае мы видим, что киевская хунта уже согласилась с аннексией Украины Польшей и добровольно сдаёт ей государственный суверенитет», — говорится в заявлении ведомства.