В понедельник, 6 июня, издание «Украинская правда» опубликовало исследование о проблемах украинской армии.
«Часть реальной обстановки по понятным причинам всё же остается за кадром. Вернее, по словам военных экспертов, «ситуация очень напряжённая». Власти не называют точных потерь Украины и редко озвучивают проблемы и трудности, с которыми сталкивается украинская армия <…>. Кроме одной, слишком очевидной проблемы — нехватка и задержка в поставках тяжёлого вооружения. Поговорив с несколькими комбатами на местах или волонтерами, достаточно очевидным становится тот факт, что этих проблем немного больше», — сообщило издание.
В подготовке анализа проблем украинской армии приняли участие: глава правления Центра оборонных стратегий Андрей Загороднюк, командир батальона «Свобода» Пётр Кузик, парамедик батальона «Госпитальеры» Екатерина Галушка, главред сайта «Цензор.Нет» Юрий Бутусов, боец ВСУ, харьковский бизнесмен Всеволод Кожемяко, генсек ОО «Независимая антикоррупционная комиссия» Елена Трегуб, а также ряд неназванных украинских военных. Среди последних были и командиры некоторых подразделений ВСУ
Первая проблема — отсутствие паритета в тяжёлых вооружениях. Издание цитирует президента Украины Владимира Зеленского, который заявил, что в Донбассе силы союзников имеют в 20 раз больше техники, чем украинская армия.
«На один украинский артиллерийский снаряд они в среднем выпускают от 20 до 50», — сообщило издание.
Отсюда две наибольшие критические потребности ВСУ: поступление новейших артиллерийских систем с боеприпасами к ним и поставка бронетехники.
«Проблема имеющейся у украинского войска российской артиллерии состоит даже не в её технических характеристиках, а в дефиците боеприпасов для неё и ремонте», — отмечали авторы.
Для решения этой проблемы предлагается перейти на западные стандарты, хотя авторы и осознают, что это довольно сложно и требует финансов и переподготовки личного состава. Также эксперты указали на ряд потребностей ВСУ.
«Актуальные потребности украинской армии: РСЗО, дальнобойная артиллерия, радары AN/TPQ для контрбатарейной борьбы, дроны для ведения разведки и корректировки огня, БМП для перемещения пехоты», — писало издание.
Ещё одной проблемой назван дисбаланс в воздухе и в средствах ПВО и ПРО. Эксперты отмечают, что Украине могли бы помочь военные самолёты, средства ПВО и ПРО, ракеты «Гарпун», однако их выделение продвигается слишком медленно и нерешительно. Но даже если вдруг Украине и передадут эти средства, возникнет проблема с обучением личного состава.
«Как вариант выхода из ситуации — организовать обучение украинских специалистов заранее, еще до окончательного положительного решения по передаче тех или иных образцов вооружений», — отметили эксперты.
Кроме того, среди проблемных сфер упомянуто оборонное планирование.
Его слабыми сторонами является логистика — эксперты предлагают установить приоритет действий, прежде всего Минобороны в закупках и госзаказе.
Проблемой планирования называют и «отсутствие понятной профессиональной системы оборонных закупок».
«Нынешняя — слишком бюрократизированная, что вызывает вопрос к распределению полученных товаров. Даже частные фонды вынуждены быть забюрократизированы из-за требований законодательства. В условиях активной фазы войны очень сложно собирать первичную документацию, а военные вынуждены ехать в Киев, чтобы предоставлять нотариальную доверенность с печатями, потому что иначе к аудитору или к министерству будут вопросы», — отмечается в публикации.
В качестве путей решения предлагается «сформировать видение критических точек поставки на полгода — год и под эту перспективу подавать заявки», создание профессиональной закупочной организации при Минобороны типа такой, которая была создана при Минздраве и цифровизация системы закупок.
Также проблемой ВСУ назвали тщательную подготовку специалистов.
«Человеческий ресурс только кажется неограниченным. Он ограничен. Прежде надо понимать, для чего нужны люди, а не сделать ставку на количество. В современной войне количество имеет меньшее значение, чем качество подготовленных специалистов», — пишут авторы.
По сути эксперты, не говоря об этом прямо, признали, что в армию забирали всех, кого угодно.
«Составление подходов к мобилизации, учитывающей сильные стороны и профессиональные навыки привлечённых в армию граждан. Пересмотр системы предоставления военных специальностей, отчасти прописываемых «из головы», — предложили эксперты пути выхода из проблемы.
Примечательно, что ещё одной проблемной сферой авторы называют подход к применению теробороны. Иными словам, на Украине признали, что бойцов теробороны бросали на фронт бессмысленно.
«Следует учитывать, что подготовка сил ТрО в относительно мирное время имеет отличия от подготовки в момент интенсивных боевых действий. И сначала ТрОшники вообще преимущественно стояли только на блокпостах. Спешка с использованием сил ТрО на боевых участках иногда выливается в психологические проблемы, потому что некоторые люди оказываются морально неготовыми сразу оказаться на фронте. Отсюда и случаи психических срывов и дезертирства», — указали авторы.
В качестве решения проблемы они предложили проводить подготовку подразделений теробороны «в составе кадровых бригад или воинских частей, в которых есть сержанты и офицеры с боевым опытом».
Ещё две проблемы касаются медицины: отсутствие отечественных средств для спасения жизни (авторы пишут, что 90-95% — это импорт (турникеты, бандажи, средства для тампонирования ран и т. п.), а также постоянная потребность в эвакуационных медицинских автомобилях.
Завершила исследование проблема необходимости работы над ошибками. У украинских военных накопился ряд вопрос к власти по поводу успехов ВС РФ на юге и на севере.
«Также военные опасаются, что после завершения активной фазы конфликта политическое руководство государства сместит свое внимание на проекты типа «Большого строительства». Что параллельно с уменьшением объемов западной помощи, может существенно навредить армии», — подытоживали авторы публикации.
Примечательно, что ранее в интервью одному из зарубежных СМИ президент Зеленский заявил, что знал о начале спецоперации за год благодаря предупреждению разведки США. Но вместо подготовки к этому и строительству укреплений Зеленский предпочёл «не вредить экономике».
Суд над наёмниками
Верховный суд ДНР сегодня проведёт первое заседание по делу об участии британских наемников в боевых действиях на стороне Украины, заявил глава ДНР Денис Пушилин.
«Сегодня состоится первое заседание Верховного суда Донецкой Народной Республики — по британским наёмникам. Доказательная база полностью собрана. Те преступления, которые они совершили — чудовищные», — заявил глава ДНР.
Пушилин не исключил для фигурантов высшую меру наказания.
Ранее Генпрокуратура ДНР заявила о передаче в суд уголовных дел в отношении Эйдена Эслина, Шона Пиннера и Эндрю Хилла. Им вменяют преступления, предусмотренные частью 2 статьи 34 (совершение преступления группой лиц), ст. 323 (насильственный захват власти или насильственное удержание власти), частью 3 статьёй 430 Уголовного кодекса ДНР (наёмничество), а также статьёй 232 (прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности).
Согласно законодательству ДНР, действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Донецкой Народной Республики, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя ДНР, наказываются лишением свободы на срок от 12 до 20 лет с ограничением свободы на срок до двух лет, а при наличии отягчающих обстоятельств либо в военное время — смертной казнью с конфискацией имущества.
Ранее председатель комитета по уголовному и административному законодательству Народного совета Донецкой Народной Республики Елена Шишкина в комментарии РИА Новости заявила о том, что иностранных наёмников могут судить в Мариуполе.
«Мы видим обстрелы Белгородской области. Поэтому не исключаем проведение и на территории Российской Федерации какой-то части трибунала. Промежуточный, в частности мариупольский, трибунал пройдет в городе Мариуполь», — заявила депутат 2 июня.
По её словам, на скамье подсудимых также будут и «инструкторы из стран НАТО и иностранные наёмники», а также «физические и юридические лица, которые финансировали этот терроризм».
«На скамье подсудимых окажутся не только те, кто взял в руки оружие и физически присутствовал на линии фронта. Причём мы говорим не только о гражданах Украины, потому что в рядах террористов… очень много наёмников из стран Европы, много командного состава, инструкторов из стран НАТО… И эти люди тоже попали в плен. Также на скамье подсудимых, мы очень надеемся, окажутся те физические лица и юридические, которые финансировали этот терроризм. Которые вот уже девятый год продолжают это делать. Которые взращивали нацбатальоны, вооружали, обучали. Финансирование — это тоже отдельная статья… Отдельное военное преступление», — заявила Шишкина.
Днём ранее — 1 июня — Шишкина заявила, что трибунал может состояться до конца лета.