До 2022 года 90% украинского зерна вывозилось морем. В 2021 году (финансовом, а не сельскохозяйственном) через порты экспортировали 51,2 млн тонн. По оценке директора порта ТИС в Южном Андрея Ставницера пропускная способность железной дороги в западном направлении — не более 10 млн тонн.
На настоящий момент часть портов потеряна (Мариупольский, Херсонский), а часть заблокирована (порты Одесской области). Украина заминировала подходы к своим торговым портам (прежде всего, к самому крупному, Одесскому) и обвиняет Россию в блокаде побережья.
Некоторая логика в этих обвинениях есть — Россия неоднократно заявляла о том, что она не намерена препятствовать вывозу украинского зерна, но с самого начала СВО не исключалась возможность высадки морского десанта в районе Одессы. Соответственно, украинское военное командование должно было исходить из возможности того, что в случае разминирования прибрежных вод (кстати, у Украины только один устаревший тральщик — разминировать нечем) торговые суда могут стать «живым щитом» для российских десантных кораблей. Конечно, российские войска так не поступают, но это не имеет значение — главное, что так всегда действуют войска украинские.
Сейчас Украина готова экспортировать порядка 20 млн тонн зерна, которые, по заявлениям западных политиков, нужны для предотвращения мирового продовольственного кризиса. Владимир Путин считает иначе: «в мире в год производится примерно 800 млн тонн зерна. Украина готова экспортировать 20 млн тонн — это 2,5%. Если мы будем исходить из того, что в общем объеме продовольствия в мире пшеница составляет только 20%, то это значит, что эти 20 млн тонн украинской пшеницы — 0,5%. Ни о чём». Гораздо большее значение для ситуации с продовольствием в мире имеют санкции, наложенные на Россию.
Мы полагаем, что причин шума вокруг украинского зерна три.
Во-первых, это информационная спецоперация — отвлечь внимание от подлинных причин продовольственного кризиса и обвинить в его возникновении Россию.
Во-вторых, немного заработать — перепродать украинское зерно нуждающимся (вполне вероятно, самой же Украине, которая в 2021 году закупала муку в Турции) и обеспечить работой судоходные компании, порты и хранилища.
В-третьих, при успехе обеспечить канал завоза оружия через украинские порты.
Имеющиеся сейчас торговые маршруты не адаптированы ни к вывозу зерна, ни к ввозу оружия. Таких маршрутов два: «южный» — через Дунай, и «северный» — через Польшу.
«Южный» маршрут завязан на речные порты Измаил, Рени, Килия и Усть-Дунайский. Эти порты маломощные и, главное, после повреждения моста в Затоке доступ к ним возможен только по автомобильным дорогам, в основном, через территорию Молдавии.
Кстати, по сообщению телеграм-канала «Рыбарь», при перевозках через Молдавию охраной занимаются выходцы из молдавской ЧВК «ARGUS-S», принадлежащей олигарху Владимиру Плахотнюку. Ничего особенного, но его подозревали в торговле оружием, а сейчас ПТУР Javelin появились у боевиков в Сирии…
«Северный» маршрут упирается в пропускную способность железнодорожных переходов на западной границе. В апреле на экспорт удалось вывезти всего 638 тыс. тонн зерна.
Всего же Украина с 1 по 30 мая 2022 года экспортировала 1,06 млн тонн зерновых культур, что в 2,7 раза ниже, чем в мае 2021 года (2,81 млн тонн).
Альтернативные маршруты предложил Владимир Путин в последнем интервью:
Во-первых, это «порты Азовского моря — Бердянск, Мариуполь находятся под нашим контролем, мы готовы обеспечить беспроблемный вывоз, в том числе украинского зерна, через эти порты».
Во-вторых, через Белоруссию — «потому что оттуда сразу в порты Прибалтики, в Балтийское море и дальше в любую точку планеты». Для этого необходимо снять санкции с Минска (и, кстати, готовность к этому покажет, насколько Запад действительно обеспокоен поставками зерна).
В-третьих, это «Черноморский бассейн — Одесса и близлежащие порты. Не мы же заминировали подходы, это Украина заминировала. Я уже много раз говорил всем нашим коллегам, ну пусть они разминируют».
Именно по последнему варианту, судя по сообщению «Известий» от 6 июня, достигнута договоренность. По словам источника газеты, «схема будет такой: турецкие военные займутся разминированием прибрежной зоны в районе Одессы (Владимир Путин уточнил: «Мы не будем пользоваться ситуацией разминирования, для того чтобы предпринять какие-то атаки с моря». — Авт.). Суда выходят из порта под конвоем турецких кораблей в нейтральные воды Черного моря, до установленной координаты. Дальше до Босфора их будут сопровождать российские военные корабли, чтобы обеспечить их безопасный проход через Чёрное море и не допустить провокации. Такая схема согласована с Турцией и Украиной, осталось детализировать точный маршрут кораблей».
Как мы понимаем, эта схема исключает поставки военной техники зерновозами (возможно, с досмотром российской стороной) и исключает попытки Украины отбить остров Змеиный — украинская сторона рассчитывала на то, что российские военные корабли удастся отогнать поставленными из Дании «гарпунами», но теперь-то они будут сопровождать турецкие суда с зерном…