Вечером 5 июня представительство ДНР в СЦКК сообщило, что ВСУ выпустили 10 ракет из РСЗО «Град» по Донецку.
«Зафиксирован обстрел со стороны ВФУ (вооруженных формирований Украины — ред.) по направлению: 15:50 — населённый пункт Первомайское — город Донецк (Киевский район): выпущено десять ракет из БМ-21 «Град», — сообщило представительство.
За несколько часов до этого оно же сообщило о другом обстреле.
«Зафиксирован обстрел со стороны ВФУ по направлению: 14:35 — населённый пункт Первомайское — город Донецк: выпущено десять ракет из БМ-21 «Град», — указано в сообщении.
К тому времени в Донецке уже находились сотрудники Следственного комитета РФ, которые занимались расследованием обстоятельств обстрела столицы ДНР, произошедшего накануне, 4 июня.
Как сообщил корреспондент РИА Новости, группа следователей произвела осмотр места происшествия. Боеприпасы РСЗО были выпущены украинскими боевиками по густонаселенному району центра Донецка. В ходе следственных действий были зафиксированы части ракет системы залпового огня, повреждения жилых домов, также произведен опрос свидетелей. Кроме того, следователи зафиксировали прямое попадание боеприпаса РСЗО в крышу детского садика
Накануне — в ночь на 5 июня — «Донецкое агентство новостей» сообщило, что за 4 июня в ДНР погибли пять мирных жителей и ещё 23 получили ранения.
«После удара РСЗО возникли множественные пожары, предварительно есть раненые. По меньшей мере 13 человек пострадали обстреле центральной части столицы из РСЗО «Град». Среди раненых есть ребенок. Троим людям была оказана медицинская помощь на месте, остальные госпитализированы. В течение дня огнем вооружёнными убиты 5 мирных жителей: три человека в Петровском районе Донецка и двое — в Ясиноватой. В Горловке были ранены шестеро, по два пострадавших также в Петровском и Куйбышевском районах города», — указывалось в сообщении.
При этом ВСУ продолжили наносить удары по населенным пунктам ДНР. К 23 часам было выпущено почти 600 снарядов. Были зафиксированы множественные разрушения, к примеру, в центре Донецка повреждены здания четырех учебных заведений, два детских сада, несколько домов, в том числе многоэтажных, автомобили.
Власти ДНР попросили граждан без острой необходимости не выходить на улицу.
Утром 5 июня украинские военные продолжили обстрел Донецка.
«Только что украинская артиллерия выпустила 15 снарядов калибром 155 мм по поселку донецкой шахты им. Челюскинцев. Об этом сообщило представительство ДНР в СЦКК. Эту шахту ВСУ вчера стирали с лица земли вместе с поселком. Корреспондент канала Донбасс решает попал под обстрел ВСУ в этом районе. На видео — начало прилета украинских снарядов. К cчастью, машину удалось быстро развернуть и уехать на предельной скорости из опасного поселка», — сообщил в 9:04 по Донецку и Москве Telegram-канал «Донбасс решает».
Журналист Игорь Гомольский, живущий в столице ДНР, рассказал, зачем, по его мнению, ВСУ хаотично обстреливают жилые кварталы.
«Задают вопрос: «Для чего нужны эти хаотичные обстрелы жилых кварталов, если в военном смысле они не дают абсолютно ничего?» Спрашивают ежедневно, со всех сторон и с разными целями. Россияне еще не до конца поняли, с кем имеют дело, украинцы пытаются убедить себя, что их правительство — не кучка людоедов, а европейцы просто шокированы. Во-первых, такие обстрелы лишают наши войска тыла. Чем сильнее давят наступающие, тем больше ракет и снарядов летит в дома их родных и близких. Иными словами, у воюющего дончанина сердце всегда не на месте. Все эти годы мы были эдакими заложниками на удалёнке. Теперь нашу участь делят жители освобождённых регионов, а порой и приграничных российских областей», — отметил он.
Во-вторых, по его словам, это — «очень понятный сигнал: «Россия не способна вас защитить!»
«Как в «святые девяностые» вывозили из-под одной «крыши» и заводили под другую? Устраивали демонстрацию силы. Приходили и нагоняли жути. Это сигнал не только дончанам, но всем восточным регионам Украины. Так, мол, будет с каждым. Не рыпайтесь. Помните украинскую агитацию образца 14-16 годов? Фото разбитых городов с подписью про «русский мир»? Все разумные люди ведь понимали, о чем там речь», — рассказал он о целях обстрелов.
В-третьих, отметил Гомольский, наносится удар по российскому обществу.
«Эффект уже заметен и в соцсетях, и среди моих российских знакомых. ЦИПСОшники всячески помогают разгону темы: «операция подготовлена отвратительно, в армии все разворовано, Донбасс защитит не могут или не хотят». Если раньше целили в либеральный лагерь, то сейчас в патриотов метят», — указал он.
Есть и другие причины.
«В-четвёртых, это весьма эффективная антиреклама русского оружия. В-пятых, это придаёт мотивации украинским фанатикам. Дарит чувство сатисфакции. Военную цель нужно умудриться поразить, а тут шарахнул по центру Донецка и сотни тысяч «патриотов» возликовали. Причём это разрядка не только для тыла, но и для фронта. Украинским воякам разрешают сбросить напряжение. Такой вот милитари-онанизм получается. Не забывайте, что Киев не ставит перед собой задачу — победить силой оружия, сохранить инфраструктуру и людей. Чисто украинских задач во всем этом практически нет. Зато есть задачи, спущенные сверху. По ним и работают», — подытожил журналист.
При этом некоторые отмечают, что удары могли быть своеобразным «ответом» на готовящийся в Донецке трибунал над боевиками «Азова» и иностранными наёмниками.
Судьба майдановцев
Вечером 5 июня украинский бизнесмен Андрей Ставницер рассказал о тяжёлом ранении Маси Найема — брата одного из организаторов Майдана Мустафы Найема.
«Маси Найем, друг, держись. Те, кто умеют молиться, молятся за тебя. Ранение в голову. Его везут в Днепр, в госпиталь», — сообщил Ставницер в соцсетях.
По его информации, операцию Найему будет делать в областной клинической больнице имени Мечникова профессор Андрей Сирко — заведующий отделением церебральной нейрохирургии.
Найем в своё время успел повоевать в Донбассе в составе десантно-штурмовых войск. Как и его брат он горячо поддерживал Майдан в 2013-2014 годах.
За несколько часов до ранения Найема вышло интервью другого видного майдановца — Владимира Парасюка.
«Взял у тёщи машину. Положил автомат, который в Днепре удалось отжать потихоньку. Мы с папой откопали, у нас всё закопано было на Западной Украине. Папа всё откопал, взял «броник», взял подствольник, взял пару ВОГов. Тупо сам. А, ещё были чёрные номера — военные мне подарили. Нацепил на машину, чтобы меньше дергали. Со Львова приехал в Киев», — рассказал Парасюк журналисту Юрию Бутусову.
Уже в конце интервью он уточнил данные по поводу оружия, которое было у него и у его отца.
«Я приехал в Киев не хуже экипированный, чем спецназ, который приехал, который служит в регулярной части. У меня было всё: у меня были гранаты, у меня был подствольный, у меня были к нему ВОГи, наверное 500 патронов, магазины. У меня всё было. Даже нож у меня был военный. Я просто к этому готовился и знал. И отец ко всему готовился. Это всё лопатой откопали в лесу в точке, где нужно», — заявил он.
Отец и сын Парасюки — одни из расстреливавших «Беркут» на Майдане. Вместе с отцом Зиновием они находились в консерватории и вели огонь по милиционерам. Об этом сообщил в 2018 году на допросе в государственном бюро расследований Украины подозреваемый в убийствах Дмитрий Липовой. Он отметил, что сам передал Зиновию Парасюку и Ивану Бубенчику карабины. За этой группой боевиков стояли Андрей Парубий и Сергей Пашинский.
На следующий день после расстрелов, когда было заключено соглашение между Виктором Януковичем и лидерами оппозиции при посредничестве Франции и Германии, Владимир Парасюк подбил толпу на Майдане на нарушение соглашения.
«Я говорю от своей сотни, где есть мой отец, приехавший сюда: если вы завтра до десяти часов не выступите с заявлением, чтобы Янукович шёл в отставку, мы идём на штурм с оружием», — заявил младший Парасюк со сцены Майдана.
После начала войны в Донбассе Парасюк стал командиром роты националистического батальона «Днепр-1». Под Иловайском попал в плен, но не был опознан ополченцами и освободился после обмена пленных через три дня.
После Парасюк стал народным депутатом. В Верховной Раде он запомнился драками.
Судя по тому, что Бутусов за несколько дней до этого находился у Северодонецка, Парасюк может находиться на фронте в Донбассе.