Однако Минобороны России поражение этой цели не подтверждает. Более того, на видео из Николаева виден столб дыма, что косвенно свидетельствует о поражении какого-то другого объекта, более пожароопасного.
В целом же вопрос о нанесении ударов по объектам транспортной инфраструктуры, прежде всего мостам, поднимал политик Олег Царёв, а также российские СМИ. Вопрос мостов является для Украины крайне важным, что обусловлено обстоятельствами географическими и военно-экономическими.
С точки зрения географии всё просто: страна вытянута в меридиональном направлении, её пересекает густая сеть рек в направлении широтном. Крупнейшие водные артерии — Днепр, Днестр и Южный Буг.
С точки зрения военно-экономической, и поставки западных вооружений, и переброска войск на левый берег Днепра осуществляется через мосты.
Действующие мосты
На сегодняшний день Днепр в подконтрольной части Украины пересекают 20 действующих мостов:
— одиннадцать автомобильных (два из которых используются ещё и для линий метро);
— два железнодорожных моста;
— семь совмещённых, автомобильно-железнодорожных мостов.
Пять мостов проходят по плотинам ГЭС.
В Киеве имеются в наличии шесть мостов.
Московский (Северный) мост, мост Метро, мост Патона и Южный мост — автомобильные. При этом мосты Метро и Южный совмещены с путями соответственно «красной» и «зелёной» веток столичного метрополитена. Московский и Южный мосты — вантовые. То есть особо уязвимые.
Московский мост имеет выезд на Труханов остров, а мост Метро — в Гидропарк, состоящий из Долобецкого и Венецианского островов, соединённых автомобильно-пешеходным мостом. Теоретически на этих островах могут размещаться войска, в частности позиции артиллерии и сил ПВО, но на практике такой информации нет.
Дарницкий мост («мост Кирпы»), построенный в 2011 году, — комбинированный. По нему проходят железнодорожные пути от киевского железнодорожного вокзала (вообще вокзала в Киеве два, но находятся они в одном месте). Фактически это два отдельных моста, расположенные параллельно на небольшом расстоянии друг от друга.
Чисто железнодорожный мост — Петровский. Используется для товарного сообщения и городской электрички (аналог МЦК «на минималках»). Заодно это и самый старый мост через Днепр, построенный в 1917 году.
Подольско-Воскресенский мост — вечный киевский долгострой с 1993 года. Соединяет центральную часть города с Троещиной через Труханов остров. Телеграм-канал «Рыбарь» отмечает, что «техническое состояние позволяет переправлять через него технику и личный состав ВСУ». Это не совсем так: у моста отсутствует спряжение с постоянными дорогами, то есть по нему можно перебрасывать только отдельные машины.
Парковый мост (их в Киеве два, важно не перепутать) соединяет правый берег с Трухановым островом. Мост пешеходный, но по нему есть нерегулярное движение автомобильного транспорта.
К киевской агломерации относится и автомобильный мост, который проходит по плотине Киевской ГЭС в Вышгороде, севернее Киева.
Ниже Киева по течению Днепра расположены автомобильный мост на плотине Каневской ГЭС в Черкасской области, автомобильно-железнодорожные мосты на дамбе в Черкассах, на плотине Кремечугской ГЭС, Крюковский мост в Кременчуге Полтавской области, мост на плотине Днепродзержинской (Среднеднепровской) ГЭС в Днепропетровской области.
В Днепродзержинске также есть автомобильный Новый (Левобережный) мост.
В Днепропетровске мостов восемь, из них через Днепр — пять. Это Кайдакский, Центральный (Новый) и Южный автомобильные мосты, Амурский (Старый) автомобильно-железнодорожный мост и Мерефо-Херсонский железнодорожный мост.
Кроме того, есть два моста через реку Самару на левом берегу Днепра, а также пешеходный мост, соединяющий правый берег с Монастырским (Комсомольским) островом. Последний военного значения не имеет, как не имеет его и сам остров.
В Запорожье автомобильное движение осуществляется по плотине Днепрогэса и трём мостам, связывающим правый берег с Хортицей. С левым берегом Хортицу связывает только автомобильно-железнодорожный Преображенский мост. Ещё один мост строится.
Проблемы нейтрализации
По первоначальному плану СВО уничтожение мостов в принципе не планировалось. Когда стало понятно, что операция входит в длительную фазу, встали проблемы военного и гуманитарного характера.
С чисто военной точки зрения:
Во-первых, все мосты находятся в черте городов, а значит, защищена достаточно мощной объектовой ПВО. Например, при нанесении удара по Преображенскому мосту в Запорожье 21 апреля одна из двух крылатых ракет была сбита и упала на берегу Днепра.
Во-вторых, сами по себе мосты — достаточно прочные сооружения. Наносить удары по пролётам особого смысла нет — они достаточно быстро ремонтируются. Что же касается опор, то они, в основном, строились в советское время с расчётом на то, что опоры уцелеют даже в случае ядерного удара, что позволит мосты довольно быстро восстановить.
Мощности крылатых ракет тут недостаточно, что показала атака по Преображенскому мосту (повреждена контактная сеть, движение восстановлено менее чем за сутки) и Старому мосту в Днепропетровске 4 мая (удар по опоре вызвал падение видеокамеры наблюдения — она при этом даже не прекратила работы).
Эффективное уничтожение мостов требует нанесения ударов более мощными ракетами (на что военное командование не пошло) или же методами диверсионными (что крайне затруднено по первой причине).
В-третьих, даже в случае эффективного поражения мостов необходимо и дальше выделять значительные силы для их добивания последующими ударами и препятствования наведению наплавных переправ.
В-четвёртых, с военно-экономической точки зрения многие авторы признают, что сама по себе переброска новой западной техники увеличивает потери российских войск и замедляет ход СВО, но принципиально ситуацию не меняет — российские войска всё равно действуют эффективнее.
С гуманитарной точки зрения:
Во-первых, через мосты осуществляется эвакуация населения с левого берега Днепра. Потенциально их разрушение может привести к резкому росту количества жертв.
Во-вторых, мосты в основном расположены в регионах, которые потенциально являются целью взятия под контроль и их разрушение будет препятствовать экономическому восстановлению региона.
Правда, как отмечают многие наблюдатели, в случае приближения российских войск к линии Днепра украинцы эти мосты взорвут сами, что делалось на всех территориях, где шли боевые действия. Например, мост через реку Ирпень в пригороде Киева.
В-третьих, когда речь идёт о мостах на плотинах ГЭС, возможно повреждение дамб с дальнейшим затоплением территорий ниже по течению реки. Тут надо учесть, что чисто мостовая часть таких переходов расположена около шлюзов, которые сами по себе являются самой уязвимой частью плотин.
Интересный факт: в 2008 году днепропетровский писатель-русофоб Ян Валетов написал книгу (фактически цикл из четырёх произведений) «Ничья земля», в которой описывается постапокалиптическая Украина после взрыва, по распоряжению российского президента (подразумевается Владимир Путин), плотины Киевской ГЭС, что влечёт за собой разрушение всего каскада плотин на Днепре. Специалисты утверждают, что такое развитие событий возможно только в результате крайне неблагоприятного стечения обстоятельств, но полностью исключать его нельзя.
Несмотря на все эти обстоятельства, российские войска нанесли ряд ударов по железнодорожному мосту через Днестровский лиман в Затоке под Одессой (через него шли поставки военной техники и топлива из Румынии), в результате чего он был выведен из строя.
Вполне вероятно, что со временем подходы российского военного руководства к нейтрализации мостов изменятся, но пока особые силы на это не выделяются.