Ранее глава минобороны Великобритании Бен Уоллес заявил, что Лондон направит на Украину американские реактивные системы залпового огня (РСЗО) M270. Отмечается, что установки способны поражать цели на расстоянии до 80 км, поэтому их наличие «значительно повысит «возможности украинских сил». В свою очередь, зампред Совбеза России Дмитрий Медведев заявил, что если Украина будет использовать западные ракетные системы против объектов на территории РФ, то Вооруженные силы будут действовать на поражение центров принятия решений.
- Юрий Альбертович, можно ли считать это неким компромиссом, учитывая, что некоторые западные РСЗО могут бить на 300-500 км?
— Нет, конечно. Запад поставляет Украине РСЗО очень большой дальности. У них есть ракеты с дальностью в 30-40 км, хотя они могли бы поставить комплексы, которые били бы на меньшее расстояние. Кроме того, ракеты М-30 и М-31 — это ракеты двойного наведения. Сначала наведение ракеты осуществляется с помощью инерциальной системы, а в последующей — по GPS. То есть в системе HIMMERS — шесть ракет, каждая из которой может индивидуально наводиться на цель. И на 70 км они могут бить точно.
Опасность их применения грозит не столько военным (хотя они могут наносить удары по складам и пунктам управления), сколько гражданским объектам в Донбассе и в РФ. Запад предпринимает серьезную провокацию, которая ставит своей целью эскалацию боевых действий. Если мы отвечаем (а нам отвечать придется), то там действительно придется отвечать по центрам принятия решений в Киеве (Генштаб и Минобороны), а это приведет к еще большей ожесточенности боевых действий.
Пока поставки такого типа оружия не могут изменить ход боевых действий, но они смогут терроризировать мирное население, что будет вынуждать Народную милицию ДНР/ЛНР действовать более жестко, что приведет к дополнительному кровопролитию и затягиванию конфликта.
- То есть дальность стрельбы в 70-80 км, это все равно много?
— Конечно. Все, что до 40 — это уже много. Приведу пример. Для того, чтобы перестали обстреливать Донецк, нам нужно отбросить войска противника на 100км. Мы с этой задачей справимся. Другое дело, что мы могли бы справиться с этой задачей за два-три месяца, отбросив противника на 20 км и взяв Авдеевку/Марьинку, но в противном случае это будет еще сложнее. США и Великобритания знают, что это провокация. Именно поэтому они поставляют этот тип ракет для РСЗО.
Более того, у них есть возможность запуска тактической ракеты дальностью до 500 км. Да, наши ЗРК их поражают, как и ракеты M-30 и M-31 с дальностью в 40 км, но нужно иметь большое количество комплексов, чтобы организовать сплошную линию для перехватов ракет, которые могут лететь с самых непредсказуемых направлений. У нас такого количества комплексов нет.
- А сколько нужно поставить таких комплексов, чтобы наши РСЗО не успевали их уничтожить?
— Сейчас самое главное, чтобы разведка засекала поставку этих комплексов, а мы бы их уничтожили с помощью «Искандеров» или каких-то других средств поражения большой дальности, например, ракет класса «воздух-поверхность» воздушного базирования. Но все равно, какая-то их часть на фронт попадет.
В процессе контрбатарейной борьбы мы пока только можем их уничтожать «Смерчами» с дальностью в 120 км. Но проблема в том, что у нас только-только появились ракеты, которые наводятся через ГЛОНАСС. Поэтому я не знаю, хватит ли их для того, чтобы поразить такого рода цели.
Поставки РСЗО не повлияют на ход боевых действий. Они повлияют только на террористическую тактику ВСУ в отношении мирного населения.
- Насколько предупреждение Медведева об ударах по центрам принятия решений может охладить пыл противника?
— Не может. Они в этом отношении плохо понимающие люди. Пока никого лично из них эта беда не коснулась, они на это смотрят как на голливудский фильм или сериал. Учитывая, что у власти в Киеве бывшие актеры, они до конца не осознают той трагедии, в которую они втянули украинский народ. Поэтому, на мой взгляд, это их сильно не остудят. Я ни секунды не сомневаюсь, что будут обстрелы и провокации. Они даже попытаются бить по нашей территории на границе с Харьковской области.
- Вы сказали, что расширяется эскалация и затягивается конфликт. А вы не думали, что он может пройти не так быстро, как мы предполагали?
— Ну да. Мы не думали, что Запад будет так откровенно вмешиваться в этот конфликт. Потому что оружие, которое находилось в ВСУ на момент начала спецоперации, было полностью уничтожено нашими войсками. Украина воюет оружием из Восточной Европы и натовским оружием. Масштабные поставки вооружений НАТО затягивают конфликт. Если бы их не было, мы бы задачи спецоперации уже выполнили.
- Мы готовы к тому, что конфликт затянется на несколько лет, пока мы полностью не возьмем под контроль всю территорию Украины?
— Готовы. Во всяком случае, мы занимаемся перестройкой экономики и переводим ряд оборонных предприятий на военные рельсы. До конца года мы будем готовы. Но не к тому, что конфликт затянется на несколько лет, а чтобы мы могли спокойно функционировать и развиваться в условиях блокады, которую нам организовал Запад.