История

Углубляя дно. Почему Денис Пушилин вспомнил Российскую империю, запуская Мариупольский порт

«В Российской империи строительство Мариупольского порта способствовало активному промышленному развитию нашего региона. Уверен, что и сегодня возобновление его работы позволит ускорить восстановление, будет содействовать росту экономики» сообщил в своём телеграм-канале глава ДНР, комментируя первую отгрузку из порта Мариуполя
Подписывайтесь на Ukraina.ru
И это вполне уместное замечание. Сразу же, при рождении своем, Мариупольский порт стал серьёзным фактом новой экономической политики России в Новороссии.
Достаточно указать на то, что буквально через десять лет на Азовском море и в Крыму ему не было равных ни по оснащенности, ни по объему перевалки грузов. Для иностранных же контрагентов российских торговых и промышленных предприятий резко уменьшилось значение портов Скадовска, Геническа, Бердянска, Таганрога и Новороссийска. В какой-то мере это касалось и Херсонского морского порта.
К началу двадцатого века Мариупольский порт по объемам инвестиций и отправлению грузов стал третьим в Российской империи. Сразу после Петербургского и Одесского.
При греках все и началось
Вообще-то морской порт в Мариуполе существовал с 1808 года. И кой-какой торговое движение в нем наблюдалось.
Совершенно деревянный порт был выстроен в устье речушки Кальмиус, известной тем, что в начале своем она стремительным ручьем и водохранилищами проносится через Донецк. Мариупольцы старых времен, недовольные быстрым возвышением Донецка в статусе областного центра, шутили, что Кальмиус — это единственное, что два города объединяет.
До Джона Юза: украинская версия основания Донецка с последующим разоблачениемСтопятидесятилетие Донецка вызывает множество вопросов не только общего свойства, но и связанных с историей и географией. Один из них напрашивается сам по себе. Как известно, валлийский предприниматель Джон Юз в сентябре 1870 г. приступил к строительству завода и поселка возле речки Кальмиус. Ну а до приезда британской команды кто здесь жил и как?
В порт этот ходили преимущественно небольшие торговые суда местного малого каботажа — «дубки» с арбузами, рыбацкие шаланды, небольшие пароходики. На большее его не хватало — в том месте трудно было сделать стабильный канал для прохода крупных судов. Да, честно говоря, особой нужды в этом и не испытывала экономика малонаселенного аграрного края, времён крепостнической России Николая I.
Описание жизни того «Кальмиуского» порта можно найти в романе порядком забытого сегодня писателя-орловца Ивана Новикова «Пушкин на юге»:
«Мариуполь и Таганрог — приморские города в окружении мачт и парусов. Рядом с кирпичными зданиями — простые дома, прикрытые прошлогодней соломой: деревня. Торгуют по преимуществу хлебом, скотом. Море неглубоко, пристаней нет, и телеги въезжают в самое море. По вечерам харчевни полны матросами, грузчиками, мелкими комиссионерами из местных жителей — греков».
В мае 1855 года англо-французская эскадра, с погромом пробежавшая по всему Азову от Керчи до Таганрога, три с половиной часа обстреливала Мариуполь и порт. В истории последнего на то время это была самая яркая страница.
Капиталы требовали новый порт
После начала реформ Александра II оживилось сельское хозяйство и, разумеется, торговля хлебом. Морские порты Юга России приобрели стратегическое значение. В них строятся хлебные гавани и громадные склады зерна.
К 1867 году местные купцы поняли, что старый порт в новых условиях уже становится камнем на шее, а не помощником. И они начали бомбить царское правительство прошениями о постройке нового порта. Оно было дано через девять лет, а затем начался выбор архитекторов, инженеров и подрядчиков. 
Не Крымом единым. Англо-французские набеги на побережье НовороссииВ этот день в 1854 году союзная англо-французская эскадра пришла к Одессе. Задача у нее была обсервационная: провести разведку боем, в случае удачи занять Одессу - богатейший порт Новороссии
Изыскательские исследования в Зинцевой балке у самого города начались в 1884-1885 годах. Тогда же строительство было освящено и через год начались масштабные работы. Проект порта был рассчитан на возведение его в 1886-1893 годах. Затем срок сократили до пяти лет.
Но к тому времени хлебная торговля в России стала чем-то вроде сегодняшней торговли нефтью и газом. И финансово-торговый капитал нажал на правительство по своим каналам. Сроку дали три года. И через 38 месяцев порт был готов.
Пресса того времени сообщала о том, как все было:
«Аполлон» прибыл в Мариуполь 31 августа (по старому стилю — прим. авт.) 1889 года. Всего лишь десять дней назад состоялись здесь торжества по случаю открытия нового порта у Зинцевой балки. Под гром оркестра многотысячная толпа горожан, затаив дыхание, наблюдала, как пароход «Медведица» подошел к причалу и принял в свои трюмы 18 вагонов первоклассного донецкого угля».
Поэт воспел землечерпалку
Впрочем, в тот день никто не обольщался — это только начало. Предстояли масштабные дноуглубительные работы, чтобы к причалам и пристаням был свободный доступ большегрузных морских кораблей, который пока что, как и прежде, в основном ходили на разгрузку в Таганрог.
Тем не менее, главное было сделано — шахты Донбасса получили прямой морской выход для своей продукции, а хлеб из России через Мариупольский порт пошел сплошной волной на экспорт.
Работы по углублению фарватерного канала начались в 1899 году. Руководил ими талантливый инженер Юлий Рего. Канал для проводки судов в порт углубили в полтора раза — до семи метров с половиной. Эпоха малого каботажа — прибрежного плавания и средних судов кончилась.
Стальные нервы Юга России135 лет назад, 30 мая 1884 года, на юге России торжественно открыли движение по новой железной дороге. Ей дали имя Екатерининская - в честь императрицы, усилиями которой Новороссийский край, был присоединен к Российской империи
За окончанием работ с профессиональным любопытством наблюдал молодой 33-летний помощник начальника порта Дмитрий Лухманов. Но это он помощник был молодой, а моряк уже бывалый, исходивший на судах под разным флагом полмира.
Сегодня мы знаем Лухманова как одного из самых выдающихся русских писателей-маринистов. А тогда его литературная деятельность только начиналась. И старт был дан в Мариуполе, где помощник начальника порта напечатал в 1911 году первый свой сборник стихов «На море, и на суше».
Стихи, прямо скажем, не выдающиеся, в духе молодой романтики, все-таки морская проза моряку давалась куда лучше, интересней. Но сборник привлекает внимание историка тем, что в нем есть стихотворение, посвященное Юлию Рего и работам по дноуглублению.
Чтобы никто не сомневался насчет темы, вирш был обозначен так — «Юлию Эдуардовичу Рего по случаю окончания землечерпательных работ по доведению Мариупольского порта и подходного к нему канала до 24-х фут. глубины».
Рифмованные строчки живописуют итог большого дела:
Ряды железных черпаков
Упорно дно морское рыли,
И, вырыв миллион кубов,
Нам порт глубокий подарили.
«Сюда, по чуждым им волнам
Пришли все флаги в гости к нам»:
Француз веселый, хмурный швед,
Германец, грек и итальянец,
Австриец,- хитрый наш сосед,-
И старый волк морской —британец.
От берегов своей земли
Шлют к нам за грузом корабли.
И вот-плод вашего труда:
В порту былом для каботажа
Свободно грузятся суда
Полумилльонного тоннажа.
Не нужно обладать особой литературоведческой квалификацией, чтобы разглядеть здесь заметное влияние бессмертных строф об Одессе и её порте из пушкинского «Путешествия Онегина».
Командовать начали металлурги
К тому времени главным грузом Мариупольского порта стала продукция созданных в самом конце XIX века предприятий металлургического комплекса, из которых до сегодняшнего дня дожили и комбинат им. Ильича, и коксохимический завод, и аглофабрика.
Вывоз метала с заводов, которыми владели американцы и немцы, требовал крупных судов и специальной оснастки. В том числе и при погрузочно-разгрузочных работах. Экономить на этом металлурги не собирались. И к 1917 году порт Мариуполь был одним из самых оснащенных высококлассным импортным оборудованием портов России. Собственно, по этому показателю он уступал только главному порту страны — Петроградскому.
Мариупольский порт
Современный (во всех смыслах) вид порт получил уже при советской власти. Именно его наличие сыграло роль в том, что на противоположном берегу бухты был построен металлургический комбинат «Азовсталь». Его поставили здесь из соображений логистики — к нему вел самый короткий путь с керченских рудных месторождений.
Позже стало невероятно выгодно морем везти в Мариуполь из Грузии никель, кадмий и марганец — решающие легирующие металлы оборонной промышленности. На них была выиграна Великая Отечественная.
К концу советской власти Мариупольский морской международный морской торговый порт, бывший базовым предприятием Азовского морского пароходства, проданного Украиной за гроши на металлолом после банкротства, представлял собой сложнейший технический и финансовый организм.
Вперед — к прошлому
Справочное издание информирует: «Акватория порта включает в себя внутренний и внешний рейды, а также подходные каналы Угольной гавани и порта «Азовсталь».
Внутренний рейд состоит из аванпорта, Угольной, Хлебной и Западной гаваней. На внешнем рейде имеются три района якорных стоянок судов. Входить в порт можно только по каналам, главным из которых является подходной канал Угольной гавани.
Порт способен принимать суда длиной до 240 м. Паспортная глубина акватории порта и подходного канала Угольной гавани составляет соответственно 9,75 м и 9,15 м. Однако вследствие постоянного заиливания реальная глубина меньше. — 7,5-7,7 метров».
В 2019 г. в порту отметили 130-летие предприятия, которое нынче, увы, переживает не лучшие времена.
Мариупольский порт разминирован и уже принял первый корабль - видеоНа территории Мариупольского порта были проведены работы по разминированию и очищению гавани от затопленных кораблей. Об этом рассказал военнослужащий Черноморского флота России Роман Мовсисян. В частности, он сообщил, что было обнаружено и обезврежено более 13 тысяч взрывоопасных предметов. Все они уничтожены в установленным порядке.
Постоянные свары Украины с Россией, война, развязанная Киевом под боком у города, не добавляют судовладельцам желания работать через мариупольский порт. Свой максимум он выжал перед войной — за 2013 год порт переработал почти 15,5 млн тонн грузов. После чего рухнул до 6,5 миллионов в 2017 г. Затем был даже микроскопический рост, но и он в 2021 г. обернулся падением. Грузооборот по итогам года составил 6,87 млн тонн что на 2,7% ниже итогового показателя 2020 г.
Руководства порта пыталось выживать. В условиях, когда металлопродукция перестала быть основным грузом, портовики затеяли строительство зернового терминала.
Хотя в ходе освобождения Мариуполя порт получил минимальные разрушения, но возобновление его работы требовало серьезных усилий. По словам Дениса Пушилина «Когда в конце апреля мы ставили себе задачу в мае осуществить первую отгрузку из Мариупольского порта, это казалось нереальным. Еще шли бои за «Азовсталь», территория и акватория порта были заминированы.
Чтобы осуществить такой амбициозный план, была проделана колоссальная работа совместными усилиями российских и республиканских специалистов. Обследовано более 1,5 млн кв. м. акватории, 18 причалов и 32 судна, а также 134 сооружения; обезврежено свыше 12 тыс. взрывоопасных предметов.
И вот сегодня 2500 тонн рулонов горячекатаного листа вышли из Мариупольского порта, судно направилось в Ростов».
Теперь, когда Азовское море, вновь, как сто с лишним лет назад, стало внутренним морем России, Мариупольскому порту вновь предстоит трудный, но уверенный путь к возрождению.
Рекомендуем