Вот уже несколько недель Запад пытается ускорить вывоз зерна с территории Украины. 10 мая этим вопросом озаботился лично Джо Байден, который заявил, что Соединенные Штаты совместно с союзниками ищут возможности для возвращения на мировой рынок 20 миллионов тонн украинского зерна, чтобы добиться снижения мировых цен.
По словам главы Белого дома, из-за конфликта на Украине мировые цены на продовольствие взлетели до рекордных значений. Он объяснил это тем, что Россия и Украина являются крупнейшими мировыми экспортерами зерна, в том числе кукурузы. «Украина располагает 20 миллионами тонн зерна в своих хранилищах. Мы изучаем способы, каким образом вернуть это зерно на мировой рынок и тем самым добиться снижения цен», — сказал Джо Байден.
К тому времени киевские власти уже начали переводить вывоз украинского зерна с черноморских портов, на которые ранее приходилось до 90% его экспорта, на другие маршруты. Первым был отлажен транзит через Румынию: из украинских дунайских портов (Рени, Измаил, Усть-Дунайск) — по Дунаю до румынского порта Констанца, где зерно перегружали на морские суда для доставки потребителям в других странах. В планах также экспорт через болгарский порт Варна.
В апреле 2022 года обработка грузов в дунайских портах Украины выросла вчетверо, до 850 тысяч тонн. Заместитель министра инфраструктуры страны Юрий Васьков считает, что её можно увеличить до миллиона с лишним тонн в месяц. Однако, как отметил чиновник, в целом речные порты могут обеспечить не более 10% товарооборота, который ранее обеспечивали порты морские, то есть 15 миллионов тонн в год. Потому неудивительно, что в Киеве, где слова Байдена воспринимают как приказ, лихорадочно ищут новые маршруты экспорта зерна с подконтрольной территории.
Собственно, именно этот вопрос был главным на встрече министров сельского хозяйства Польши — Генрика Ковальчика, Украины — Николая Сольского, США — Тома Вилсэка, а также еврокомиссара по вопросам сельского хозяйства Януша Войцеховского, которые собрались 16 мая в Варшаве. Стоит отметить, что встреча в подобном формате была организована впервые. Ковальчик на ней прямо заявил, что «альтернативные маршруты экспорта украинского зерна проходят через Польшу и её морские порты».
Польский министр напомнил, что в рамках сотрудничества с Киевом запланировано создание совместной украинско-польской логистической компании, которая будет заниматься, в том числе, экспортом украинского зерна и его транспортировкой потребителям. «Увеличение железнодорожных и автомобильных перевозок с Украины через Польшу очень важно, и сейчас приобретает особое значение» — добавил Ковальчик.
В свою очередь, Том Вилсэк заявил, что в мире есть много стран, которые зависели от украинского экспорта, и рассчитывают на украинских фермеров, чтобы прокормить свои семьи. «К сожалению, из-за сбоев эти потребности могут быть не удовлетворены. Если мир не отреагирует, мы хотим использовать ресурсы, чтобы начать заполнять брешь, вызванную российским вторжением», — сказал он. Он сообщил, что Министерство сельского хозяйства США выделило грант в размере 2,5 миллиарда долларов, чтобы компенсировать срыв украинского экспорта. Судя по всему, на часть этих средств и будет претендовать упомянутая польско-украинская компания.
Главным результатом встречи в Варшаве стала договорённость об упрощении ветеринарного контроля грузов с украинским зерном — это должно облегчить и ускорить пересечение границы, а значит и экспорт зерновых с Украины. Об этом сказано в совместном заявлении, которое подписали Генрик Ковальчик и Николай Сольский. Договоренность также предполагает увеличение количества ветеринарных инспекторов на пограничных инспекционных постах и организацию их работы в режиме 24/7 в наиболее загруженных пунктах.
При этом польская сторона рассмотрит возможность осуществления транзита зерна во всех пунктах пропуска на государственной границе Польши и Украины, в частности, на пограничных инспекционных постах Верхрата — Рава Русская (железная дорога), Медыка — Шегини и Кросьценко — Смольница. Как отметили оба министра, всё это позволит ускорить и упростить экспорт украинского зерна в условиях заблокированных портов на Чёрном море.
На совместной пресс-конференции с коллегами украинский министр сельского хозяйства заявил, что Украина ныне в первую очередь нуждается в помощи Запада относительно экспорта зерна. Николай Сольский назвал Польшу ключевым партнёром Киева в этом плане, а также поблагодарил США и ЕС за поддержку. По его словам, подписанный с польским визави документ «принесёт плоды в ближайшее время».
Однако транспортные аналитики относятся к подобным заявлениям скептически. Во-первых, ещё 23 апреля премьер-министры Украины и Польши Денис Шмыгаль и Матеуш Моравецкий подписали меморандум о создании совместного предприятия, призванного увеличить объем железнодорожных перевозок украинского экспорта в ЕС и на мировые рынки через Европу. Но с тех пор так ничего не сделано, хотя руководитель украинских железных дорог («Укрзализныци») Александр Камышин тогда заявлял, что объединение опыта и знаний украинских и польских железнодорожников «позволит сформулировать уникальные логистические предложения для европейского и мирового рынка, отказывающегося от российских поставок и российской логистики».
Во-вторых, даже если задействовать не только все четыре железнодорожных перехода на границе с Польшей, но и 9 других на западной границе Украины, то их мощности не хватит для экспорта тех объёмов зерна, которые ранее вывозились через черноморские порты. Как заявил в конце апреля 2022 года в интервью профильному порталу «АПК Информ» заместитель директора департамента коммерческой работы «Укрзализныци» Валерий Ткачёв, «если не будут открыты украинские морские порты, через которые мы экспортировали ежегодно до 70 миллионов тонн зерна, я очень сомневаюсь, что через европейскую железнодорожную инфраструктуру можно пропустить весь этот объём». Он подчеркнул, что проблема не только в самих переходах и бюрократии, связанной с пересечением границы, но и в мощностях перевалки зерна и пропускной способности железных дорог западных соседей Украины.
По словам Ткачёва, в таких условиях необходимо принимать решения на государственном уровне — пересматривать структуры посевов, ставить новые задачи перед пищевой и перерабатывающей отраслями. Возможно, развивать глубокую переработку зерна и сельхозпродукции, или идти по пути Турции и развивать перерабатывающую промышленность — чтобы экспортировать меньший объем физических грузов, но с большей добавленной стоимостью. Но в таком случае Украина станет не просто поставщиком зерна, а конкурентом для европейского АПК, к чему в ЕС явно не готовы.
Пока же Еврокомиссия (ЕК) пообещала создать «коридоры солидарности» для экспорта зерна с территории Украины, в чём заверил Януш Войцеховский. «Три дня назад ЕК приняла специальное заявление, касающееся срочной помощи Украине в этом вопросе. Речь идёт о предоставлении странами-членами ЕС необходимого перевалочного оборудования, вагонов, речного транспорта, обеспечение логистики, максимально возможное упрощение оформления грузов на границе Евросоюза, и координации создания соответствующих транспортных коридоров со стороны Еврокомиссии» — сказал еврокомиссар. По словам Войцеховского, Брюссель рассчитывает, что это позволит вывозить с Украины как минимум пять миллионов тонн зерна в месяц.
Таким образом, поставленную Джо Байденом планку Киев, Варшава и Брюссель планируют взять за четыре месяца, — то есть вывезти с Украины 20 миллионов тонн зерна до начала осени. А что к тому времени Генрик Ковальчик планирует рост цен на продовольствие на 25-30%, да и перспективы урожая зерновых на Украине в текущем году неясны, — так проблемы туземцев, как в старой американской присказке, шерифа не волнуют.