Как нам обустроить Северную Таврию. 8 первоочередных шагов

Стратегический регион, по которому протекает Северокрымский канал, питающий водой полуостров, и проходит «сухопутный коридор», связывающий его с Донбассом, оказался в руках России. Какова бы ни была его дальнейшая судьба, что-то определенное с ним нужно делать уже сейчас. Что именно - в материале, написанном очевидцем событий
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Одна из ключевых системных ошибок на украинском треке — некое обобщенное представление об однородной стране от Харькова до Ужгорода, от Чернигова до Одессы. Такой подход органичен лишь для украинского национализма, породившего унитарное политическое устройство и формулу «одна нация, один язык, одна вера».

В реальности же Украина является сложным конгломератом разнородных регионов, к каждому из которых нужен свой подход. И специальная военная операция только усилила эти контрасты. Поэтому и обсуждать ситуацию на этой территории необходимо исключительно в разрезе регионов, подбирая к каждому из них свой инструментарий.

Одним из таких объективно существующих сейчас регионов является контролируемая Россией территория к северу от Крыма, которую с определённой долей условности можно обозначить как Северную Таврию.

География

Регион ограничен на юге Чёрным и Азовским морями, Днепром — на западе и севере. Естественная восточная граница менее очевидна и условно может быть проведена в основном по течению рек Конка и Берда.

Исторически очерченная территория соответствует трём материковым уездам Таврической губернии, возникшим на месте владений Крымского ханства. Географическим центром региона является Мелитополь — город, даже в первые годы советской власти (вплоть до 1923 г.) входивший в состав РСФСР.

В административном плане регион разделён между Херсонской и Запорожской областями Украины. В настоящее время нет никаких оснований придерживаться этого административного деления.

Несомненно, что к региону примыкает расположенный на правом берегу Днепра Херсон — единственный областной центр Украины, оказавшийся на данный момент под контролем России. Херсон связан с северной Таврией стратегическим Антоновским мостом, на противоположном конце которого расположен город-спутник Херсона Олешки.

Северная Таврия и СВО

Ключевая особенность данного региона в контексте СВО заключается в том, что он был занят российскими войсками, собственно, в формате спецоперации: стремительно, практически без тяжёлых боёв, разрушений инфраструктуры и жертв среди мирных граждан.

Это является важнейшей предпосылкой для завоевания лояльности проживающего в регионе населения. Для того чтобы эта предпосылка была реализована, регион необходимо максимально оперативно вернуть к мирной жизни.

Хорошо зная регион до войны, автор этих строк предлагает перечень первоочередных мер для нормализации обстановки в Северной Таврии. В подготовке текста приняли участие волонтеры, выходцы из региона и работающие там в данный момент представители местной администрации.

1. Научиться различать Мариуполь и Мелитополь

Это не шутка. Приезжают ответственные лица в абсолютно целый, живущий пусть и сильно поменявшейся, но мирной жизнью город и спрашивают: «А где же все эти разрушения, которые показывают в телевизоре»? Немая сцена.

Я лично был свидетелем того, как журналистка одного столичного телеканала задавала вопросы респонденту из Мелитополя о том, как обстоят дела в ДНР. Редакторка другого телеканала пригласила меня обсудить в эфире «ситуацию в Донецке и Мелитополе».

В работе с регионом необходимо интенсивнее привлекать выходцев из него, проживающих в России и народных республиках Донбасса, а также граждан России, связанных с ним родственными и иными личными связями. Последних по понятным причинам особенно много в Республике Крым.

Привлечение к административной работе граждан РФ, имеющих опыт госслужбы или работы в госкорпорациях, приветствуется, но должно носить исключительно добровольный характер. Чиновники, направляемые в зону СВО в приказном порядке, склонны саботировать работу из страха перед потенциальными международными санкциями, опасений за собственную безопасность, неспособности работать в экстремальных условиях.

2. Повысить пропускную способность границы

После того как Украина ввела блокаду на границе с Крымом, между полуостровом и материком исчез грузопоток и существенно снизился пассажиропоток. Соответственно этой нагрузке и была отстроена таможенная и пограничная инфраструктура.

Сейчас происходит интенсивная трансформация трафика. Во-первых, возвращаются грузовые перевозки, во-вторых, появляется поток беженцев. Это требует соответствующего изменения инфраструктуры.

Необходимо отделить жителей Северной Таврии, совершающих кратковременные поездки с частными целями в обоих направлениях, беженцев, ищущих убежища в Российской Федерации, граждан Российской Федерации, совершающих кратковременные частные поездки в регион с частными, коммерческими или гуманитарными целями.

Беженцы должны проходить фильтрацию не на обычном пограничном пункте, а в специальном лагере, по выходу из которого получать соответствующий статус.

Граждане РФ, сотрудничающие в гуманитарных целях с местными органами власти и силовиками ДНР и РФ, на сегодняшний день не могут попасть в регион без специальных оснований для посещения Украины, например наличия гражданства этой страны или республик Донбасса.

Для оборота коммерческих грузов Северная Таврия должна получить статус особой экономической зоны со специальным режимом экспортно-импортных операций.

3. Запустить экономику региона — обеспечить лояльность его жителей

Северная Таврия — аграрный край интенсивного сельского хозяйства. Здесь применяются современные технологии, такие, как, например, беспилотная сельскохозяйственная авиация (впечатлительные блогеры приняли дроны для опрыскивания растений за носители химического оружия).

Если обеспечить местным агропроизводителям полноценный цикл сельскохозяйственных работ и взаимовыгодный сбыт выращенной продукции, то вопрос лояльности местного населения будет в существенной мере решен.

И напротив — неспособность наладить посевную, уборочную и сбыт, а также любые попытки силового вмешательства в работу отрасли создадут далекоидущие негативные военно-политические последствия.

Безусловно, экономика региона не исчерпывается АПК. Уже сейчас есть все основания для нормального функционирования электроэнергетики, производства стройматериалов, в перспективе — добычи полезных ископаемых.

4. Стабилизировать социально-экономическую ситуацию опираясь на предпринимательскую инициативу

На сегодняшний день социально-экономическая ситуация в регионе стремительно деградирует.

Из свободной продажи исчезают топливо, медикаменты, товары первой необходимости, отчасти продукты питания. Компенсировать этот дефицит гуманитарными поставками бессмысленно, особенно на фоне ситуации в регионах, пострадавших от боевых действий, — Харьковской области и Донбасса.

Гуманитарные поставки не покроют потребности Северной Таврии. Но в данном регионе с этой задачей вполне способен справиться мелкий и средний бизнес. Необходимо лишь обеспечить все условия для его функционирования.

Резко падает покупательная способность населения. По опыту интеграции Крыма и республик Донбасса ее можно поддержать, немедленно начав выплаты в рублях работникам бюджетной сферы, пенсионерам и другим наиболее уязвимым категориям граждан.

Паралич сферы торговли и услуг, в которой занята значительная часть активного населения городов региона, несёт серьезные социальные последствия.

Люди, оставшиеся без работы, не знают, чем себя занять, помимо постоянного потребления новостей, по большей части украинских, распространения панических слухов и создания негативного эмоционального фона. Это создаёт взрывоопасное социальное напряжение. 

Именно поэтому в текущий переходный период так важно поддерживать все формы самозанятости и предпринимательской инициативы местного населения и не в коем случае не подходить к ним с мерками мирного времени.

5. Заполнить вакуум власти

В настоящий момент реальной властью в Северной Таврии обладают российские силовики. Это автоматически возлагает на них ряд несвойственных функций по поддержанию жизнедеятельности гражданского населения.

По инерции в регионе сохраняются остатки украинских органов власти, а также в явочном порядке формируются новые, комплиментарные России. Однако их статус не определён и необходимых ресурсов для выполнения функций власти и местного самоуправления у них нет.

Для налаживания нормальной жизнедеятельности региона необходима легализация тех самых военно-гражданских администраций, разговоры о которых звучат уже почти месяц. Их кадровый состав должен сочетать в себе российских силовиков, гражданских специалистов, связанных с регионом, местных активистов и технических специалистов.

Местные жители, принявшие активное участие в формировании новых органов местного самоуправления, должны в качестве гарантий получить российское гражданство указом президента.

6. Наладить производство местного контента для всех видов СМИ

В настоящий момент в Северной Таврии налажена трансляция российских телеканалов и радиостанций. При этом в той или иной мере в инфополе сохраняется присутствие украинских СМИ, а также ограничения, наложенные Украиной на российские издания. Например, сайт Украина.ру в Херсоне до сих пор недоступен.

Прежде всего необходимо поставить на поток информацию из региона, транслируемую федеральными СМИ. Для этого необходимо открыть в Северной Таврии соответствующие корпункты.

Однако для глубокого проникновения транслируемых ими смыслов этого недостаточно. Украинская аудитория, годами погружённая в интенсивный пропагандистский информационный поток, в массе просто не готова к мгновенному восприятию российского контента.

Ключевую роль в выстраивании новой информационной политики в регионе должны сыграть местные СМИ, работающие в комплексе, — официальные и частные телеканалы, радиостанции, интернет-сайты и «новые медиа». Люди должны узнавать из них информацию о новой жизни региона и его реальных проблемах.

7. Актуализировать русскую идентичность через локальный патриотизм

Параллельно с решением социально-экономических проблем необходимо заложить основы новой гуманитарной политики. Жители региона должны иметь психологически комфортную альтернативу украинской идентичности. Благо ничего здесь искусственно изобретать и конструировать не надо.

Северная Таврия является неотъемлемой частью Новороссии, и для неё в полной мере актуальны все компоненты её «основного мифа» — скифо-античный субстрат, запорожцы Гоголя и Репина как борцы за русское единство с католическим Западом и исламской угрозой, героическая Екатерининская эпоха «времен очаковских и покоренья Крыма», знаковые как для «красных» так и для «белых» эпизоды Гражданской войны, подвиги защитников и освободителей времен Великой Отечественной и послевоенное экономическое развитие, сменившееся упадком и деградацией украинских времен.

Пантеон культурных героев этой идентичности очевиден:

Екатерина Великая, Потемкин и его сподвижники по освоению Новороссии — Ганнибал, Каховский, Ушаков, администраторы и предприниматели, развивавшие край, — Воронцов, Фальц-Фейн, Скадовский, герои Гражданской войны — Дроздовский, Полупанов, Махно, Слащев, герои Великой Отечественной — Судоплатов и Маргелов.

8. Провести второй этап демилитаризации

Первым этапом демилитаризации региона стало уничтожение и вытеснение из него украинских войск и других вооруженных формирований. Однако для налаживания мирного тыла этого недостаточно.

Несмотря на то что интенсивность боев в Северной Таврии была относительно невысока, во многих районах по дорогам разбросана разбитая военная техника, преимущественно украинская, а также сожжённые гражданские грузовые и легковые автомобили, поведённые элементы дорожной инфраструктуры. Их наличие создаёт негативный визуальный фон для повседневной жизнедеятельности гражданского населения. Ликвидация следов войны — первостепенная задача.

Транспортные артерии региона покрыты густой сетью блокпостов, на большинстве которых несут службы мобилизованные граждане ДНР.

Блокпосты возведены из подручных средств, имеют импровизированный характер и отсутствие единообразия. Такой внешний вид не только снижает фортификационные качества этих сооружений, но и не внушает должного отношения местных жителей.

Военнослужащие ДНР нуждаются в более пристальном внимании командования для налаживании более тесного взаимодействия с ВС РФ, качественного тылового обеспечения (в том числе усилиями местной власти и волонтеров), поддержания уровня дисциплины.

К работам по этому направлению может быть привлечён работающий в регионе бизнес — поставка стройматериалов, строительные и ремонтные работы, утилизация металлолома.

***

Северная Таврия должна стать образцово-показательным мирным регионом под контролем РФ. После этого в кратчайшие сроки регион может быть интегрирован в Россию.

Рекомендуем