Ещё в ночь на 12 апреля президент Украины Владимир Зеленский заявил о возможном применении химического оружия.
«Сегодня со стороны оккупантов прозвучало очередное заявление, которое свидетельствует о подготовке ими нового этапа террора против Украины и наших защитников. Один из рупоров оккупантов заявил о том, что они могут применить химическое оружие против защитников Мариуполя. Рассматриваем это максимально серьёзно», — заявил Зеленский.
Речь в его обращении шла о заявлении официального представителя Народной милиции ДНР полковника Эдуарда Басурина.
За несколько часов до выступления Зеленского тот прокомментировал возможность штурма «Азовстали», где засели боевики «Азова».
«Там подземные этажи, поэтому брать данный объект штурмом смысла не имеет. Потому что можно положить большое количество своих солдат, а противник потерь как таковых не понесет. Поэтому на данный момент надо разобраться с блокировкой этого завода, найти все выходы и входы — в принципе, это возможно сделать. А после этого уже обратиться, я думаю, к химическим войскам, которые найдут способ, как выкурить кротов из своих нор. Это вкратце по «Азовстали», — указал Басурин.
Примечательно, что в ночном обращении Зеленский проигнорировал заявление «Азова» о том, что против них уже применили химоружие.
«Около часа тому назад <…> применили против украинских военных <…> в городе Мариуполь отравляющее вещество неизвестного происхождения, которое было сброшено с вражеского БПЛА. У пострадавших наблюдается дыхательная недостаточность, вестибуло-атактический синдром. Последствия применения неизвестного вещества уточняются», — гласило заявление полка «Азов» в соцсетях от 22:11 по Киеву, Донецку и Москве.
Спустя полтора часа создатель «Азова» — Андрей Билецкий — уточнил данные по пострадавшим.
«Если говорить о практической стороне удара, она небольшая. Три человека имеют чётко выраженные признаки отравления боевыми химическими веществами, но без катастрофических последствий», — рассказал он.
Он заявил, что это — свидетельство трусости противника.
Зеленский в своей речи об этом случае не упомянул, хотя обращался к украинцам он после сообщений из Мариуполя.
В США к информации от «Азова» отнеслись осторожно.
«Пентагон не может подтвердить сообщения о том, что российские войска применили нечто, что может быть химическим оружием, в Мариуполе», — заявил пресс-секретарь министерства обороны США Джон Кирби.
А вот в Великобритании, которая является одним из самых активных участников конфликта, уже заявили об ответственности России.
«Любое применение такого оружия будет свидетельствовать о бездушной эскалации конфликта», — заявила глава МИД Великобритании Элизабет Трасс.
А позже уже сам Басурин уточнил свои слова.
«РХБ защита подразумевает огнемёты в том числе. У нас есть опыт применения ручных огнемётов по зачистке комбината Ильича, они себя очень хорошо зарекомендовали. Для этого надо создать специальные группы штурмовые, которые будут применять их в тех катакомбах, где находятся украинские националисты», — указал Басурин.
Он опроверг информацию «Азова» о применении химоружия.
Позже применение НМ ДНР и ВС РФ химоружия опроверг и пленный «азовец» Никита Тимонин.
«Сегодня утром сбежал с «Азовстали», поймали ваши солдаты. Я не знаю, это ложь полная (о применении химоружия — Ред.). С начала, с 24 февраля ни разу не было никаких применений химического оружия», — рассказал он в интервью репортёру ВГТРК Андрею Руденко.
По его словам, командование полка могло делать такие заявления, чтобы привлечь к себе на помощь мировое сообщество.
«Скорее всего, чтобы поднять мировую общественность. Наши командиры пытаются так облить грязью русских солдат», — рассказал Тимонин.
Уже вечером 12 апреля глава украинской Донецкой областной военной администрации Павел Кириленко всё же признал: говорить о химической атаке преждевременно.
«Три человека пострадали вчера ночью в Мариуполе в результате взрыва неизвестного вещества, которое россияне сбросили с беспилотника. Пока рано говорить, какое именно вещество это было и можно ли нападение классифицировать как химическую атаку», — заявил Кириленко.
Но «азовец» Тимонин рассказал не только о том, применяли ли химоружие в Мариуполе.
Морпехи на заклание
Рассказывая о моральном состоянии бойцов «Азова», Тимонин заявил — многие хотят сдаться в плен.
«Много кто хочет сдаться в плен или убежать. Убегать боятся: как я слышал, была команда, чтобы всех, кого увидят по гражданке, расстреливали на месте», — отметил он.
При этом в полку много раненых и убитых. Командование же кормит подчинённых баснями.
«Они (командиры — Ред.) пытаются рассказывать, что идёт какая-то подмога к нам. В одно время пытаются поднять боевой дух, но в то же время говорят: «Если кто-то уйдёт, будем расстреливать». Неоднозначно они себя ведут. Им всё равно, они в бункере сидят», — заявил Тимонин.
Позже в Telegram-канале Руденко появилось другое видео — допроса бойца 36-й отдельной бригады морской пехоты Эдуарда Арзаева - водителя взвода обеспечения.
«Сказали: на прорыв, вперёд и всё — там нас встретят. «Ваша задача тупо прорваться». Сказали, что на Зачатовке будет помощь. А случилось так, что всю колонну разбили», — рассказал морской пехотинец.
Сам после артиллерийского удара по колонне выскочил из машины и ушёл полем.
Арзаев был очень удивлён, когда ему показали видео сдачи в плен 267 морских пехотинцев 503 батальона 36-й бригады. При этом он узнал на видео некоторых из своих знакомых.
«Я первый раз вижу это. Первый раз слышу. У нас вообще никакой информации нету. Есть только в бригадном штабе там вроде как вай-фай. Они, наверное, знали», — подытожил боец.
Позже и.о. министра информации ДНР Даниил Безсоновпояснил, что стояло за прорывом морпехов.
«Судя по показаниям попавшего в плен одного из прорвавшихся из Мариуполя, но не на долго, морпехов 36 бригады, украинское командование их намеренно спровоцировало на прорыв из окружения солгав, что подмога находится в Зачатовке и им нужно добраться туда. Зачатовка на данный момент находится в 30-ти километровом тылу фронта, под нашим контролем. Просто Зеленский и Залужный (главком ВСУ, генерал Валерий Залужный — Ред.) решили принести морпехов в жертву ради картинки. Ничего нового», — отметил он.
За несколько часов до этого — утром 12 апреля корреспондент канала «1+1» Наталья Нагорная у себя в соцсетях распространила видеообращение морских пехотинцев 36-й бригады.
По её словам, видео «записано сегодня около 5 утра в Мариуполе». Нагорная опубликовала видео, чтобы никто не мог заявить, что страницу морпехов в соцсетях взломали (ранее такие обвинения прозвучали в адрес опубликованного на странице бригады обращения морских пехотинцев с критикой командования).
Журналистка отметила, что «бойцы до сих пор держатся, но нечем держаться», поэтому счёт идёт на часы.
«Мы — защитники Мариуполя, 36-я бригада морской пехоты, которая до последнего держала и держит оборону этого города. Мы не сдавали позиций. Мы держали каждый клочок этого города по нашей возможности. Но реалии таковы, что действительно город оказался в блокаде, в кольце — и никакого подвоза боеприпасов, продовольствия не происходило. Мы благодарны каждому украинцу, который верил и продолжает верить в морскую пехоту. На этой вере мы продержались так долго, не оставили своих позиций. Мы остались верными и остаёмся верными всегда», — заявили украинские морские пехотинцы на видео.
Они призвали «помнить цену сопротивления и завершить дело: отстоять победу до конца».
Сама Нагорная заявила, что морские пехотинцы держались до конца, хоть и находились в окружении.
«Да, нечем оказывать сопротивление. Но никто в мире не может упрекнуть их (морских пехотинцев — Ред.), что больше держать оборону нечем и никак», — указала журналистка.
Позже стало известно о попытке морпехов пойти на прорыв — туда, где, как уверяло их командование, их ждала подмога.
Колонну накрыли артиллерийском огнём. Выжить удалось немногим.
А вот с «азовцами» украинское руководство хочет поступить по-другому. Ещё днём 12 апреля глава азовских подразделений в теробороне Николаева Максим Жорин, известный под позывным Мосе, опубликовал у себя в Telegram-канале фотографии «азовцев» в Запорожье.
«Киев отстояли, перемещаемся на Восток для выполнения новых задач!» — написал Жорин.
На бойцах были не жёлтые или синие опознавательные ленты, как это принято у украинских военных, а светло-зелёные.
Запорожье — это ближайший к Мариуполю областной центр, находящийся под контролем Украины. Именно туда эвакуируют через Бердянск тех, кто желает уехать из Мариуполя на подконтрольную Украине территорию.
Если власть задумала руками «азовцев» попытаться спасти командование националистов и иностранных наёмников, любой исход операции для неё хорош. В случае маловероятного успеха рейтинг Зеленского как главнокомандующего вырастет ещё больше. В случае провала в степях под Мариуполем полягут столь слабо контролируемые и довольно опасные для украинской власти «азовцы».