В ночь на 2 апреля в сети появилось интервью с Марианной Вышемирской — моделью, участвовавшей в постановке западных журналистов и украинских военных в Мариуполе. Она рассказала, как военные заняли роддом.
«Они мотивировали это тем, что сейчас сюда (в роддом — Ред.) придут военные им нужно здесь обосноваться, поскольку здесь солнечные батареи. Переселили рожениц в другой оставшийся единственный роддом — у них был маленький единственный генератор, который работал на ИВЛ детям», — рассказала она.
Мужья рожениц жили при них — в подвале роддома. Парни создали полевую кухню у роддома, где готовили.
«Военные ничем не помогали. Они пришли однажды и сказали: «Дайте еды» <…> И забрали нашу еду», — отметила Вышемирская.
По её словам, в роддоме, в котором она находилась, прогремело два взрыва. Военные сказали, что это были снаряды. Роженицы укрылись в подвале. Позже пришли военные и приказали эвакуироваться. Вышемирская заметила одного военного, который снимал её. Она попросила его не снимать. Второй раз её снимал журналист Αssociated Press. Очевидно, речь о фотографе Евгении Малолетке.
Также Вышемирская сказала, что женщина на кушетке — это не она, а роженица, которая погибла.
По словам Вышемирской, те же журналисты пришли к ней после родов.
«Авианалёт, они спросили, был или не было. Я сказала: «Не было. Его не слышали даже те, кто был на улице», — рассказала она об общении с западными журналистами.
Когда она начала искать свои интервью, Вышемирская увидела, что конкретно того, в котором она говорит о том, что с самолёта роддом никто не бомбил, нет.
«Я увидела кучу всего, но этого интервью не нашла», — рассказала Вышемирская.
Вышемирская также описала ситуацию у себя в соцсетях, подчеркнув, что не хотела, чтобы её фотографировали.
«Когда я увидела, что репортёр Associated Press делает фото, я обратилась к нему со словами, чтобы он этого не делал. Мне это нужно в последнюю очередь, я этого не хочу. На что он ответил: «Да, да, хорошо». При этом ему ребята полицейские и ВСУ сделали замечание, чтобы он не снимал. Но он проигнорировал, а когда мы спустились, он уже ушёл», — рассказала она.
Эксперты отметили, что слова Вышемирской весьма недвусмысленно указывают на подоплёку происходившего.
«Украинские военные действительно использовали роддома как места базирования (объясняли это тем, что им якобы нужны солнечные батареи). Снимать себя девушка не разрешала, но «для картинки» ее фото опубликовали сотни западных СМИ. И в нужном им контексте. Еще один интересный момент этой истории: репортеры прибыли мгновенно после некоего обстрела (или взрыва). Не удивлюсь, если обстрел (или взрыв) был частью информационной войны и не пожалели своих», — указала медиаэксперт, российский общественный деятель Кристина Потупчик.
Версии с бомбёжкой мариупольского роддома официально придерживается украинская власть.
Примечательно, что журналистов Associated Press, которые участвовали в информационной кампании Украины, из Мариуполя эвакуировали при помощи украинской разведки.
«Вы же знаете, что была спецоперация по экспликации, доставанию журналистов Αssociated Press из Мариуполя <…> Прислали за ними десантуру, которая помогла им выбраться из того госпиталя. На них надели [медицинские] халаты, когда приходили россияне», — рассказала 26 марта бывшая замминистра информационной политики Татьяна Попова в интервью политтехнологу Офиса президента Владимиру Петрову.
Таким образом, видна заинтересованность украинской стороны в том, чтобы фотограф Малолетка не смог рассказать, что на самом деле происходило в третьем роддоме Мариуполя.
Штурм «Азовстали»
В самом Мариуполе тем временем начался штурм одного из самых серьёзно укреплённых объектов города — «Азовстали».
В 15:29 по Донецку и по Москве командир бригады «Восток» Александр Ходаковский рассказал о том, как сейчас идут бои в Мариуполе.
«Чем ближе к «Азовстали» — тем ожесточённее сопротивление. Это логично — именно этого мы и ждали. Ощущение, будто сунули руку в осиное гнездо. Один момент, который меня крайне радует: промзону не так жалко, как жилые кварталы, и если в жилых кварталах азовцы умело прятались за спинами гражданских, подвергая их жизнь опасности, то в промзоне каждое движущееся пятно в тепловизоре — со стопроцентной вероятностью враг», — написал он у себя в Telegram-канале.
Спустя 16 минут глава Чечни Рамзан Кадыров сообщил о начале штурма «Азовстали».
«Доблестные бойцы легендарного Полка имени Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова приступили к штурму завода в Мариуполе. Ребята под руководством дорогого брата, командира полка Замида Чалаева, решительно настроены выбить всю эту бандеровскую нечисть с территории предприятия», — написал он в своём Telegram-канале.
По его словам, «у нациков, бандеровцев и прочего отребья нет никаких шансов на спасение. Час расплаты за многолетнее издевательство над мирными жителями Донбасса близок».
«Живым никто не уйдёт, так как это зло должно быть уничтожено на корню. У меня нет никаких сомнений, что поставленная задача будет исполнена. Да, она сложная, но выполнимая. За спиной сотрудников полка сотни проведенных успешных спецопераций по уничтожению международных террористов в Чеченской Республике. Наше преимущество — в богатом боевом опыте ребят. За нами правда, а, значит, победим! Вперед, берзлой (волки — Ред.)! Охота началась!» — написал Кадыров.
Telegram-канал «Милитарист» тем временем опубликовал видео из Мариуполя.
«Ещё одна морская мина из Мариуполя, но уже в ГАЗ «Соболь». Предположительно, должна была сработать в качестве мины-ловушки», — указывалось в подписи под видео.
Мина была размещена в микроавтобусе Национальной гвардии Украины.
Позже Ходаковский рассказал о том, как воевали и воюют бойцы Народной милиции ДНР.
«Мы заступили на участок, когда Девятый полк пробил нам дорогу. Первый батальон полка дошёл до черты Мариуполя и кончился — дальше действовать начали мы. Остатки костяка первого батальона ещё воевали вдоль окраины, но на сегодня, можно сказать, выбыли и они. Командовал этими героическими парнями скромный замкомбата, в прошлом шахтёр, с позывным Гроз. Теперь там остались, в основном, мобилизованные резервисты». — отметил он.
По его словам бойцы Народной милиции сделали всё возможное и невозможное.
«Я хочу вам сказать, что наши ополчуги Девятого полка, Первой Славянской бригады, Одиннадцатого полка, Сотой бригады, Третьей бригады, ребята из отдельных батальонов спецназначения, другие наши подразделения родом из четырнадцатого — все они заслуживают самых сильных рукопожатий. Те, кто остался в живых. Если российские войска не мотивировали к войне, то наши войска даже демотивировали все эти восемь лет. Отношение к ним было настолько пренебрежительным, что казалось, что они ни на что уже не способны. Но по оценке даже российских «ихтамнетов» — лучше всех воюют именно наши солдаты», — указал Ходаковский.
По его словам, бойцы Донбасса «извлекли из спецхрана всё, что когда-то их побудило действовать, и не имея ни опыта, ни подготовки к наступательной войне, ценой многих потерь сломили сопротивление превосходящих сил противника и погнали его прочь с донецкой земли»
«Но много убыли — ресурс этих подразделений не мог не истощиться. Им на смену приходят другие подразделения, постепенно включаются в дело резервисты, но за парней испытываю гордость», — подытожил он.
В Мариуполе продолжаются ожесточённые бои. Обстановка в Донбасса, а также на Украине остаётся напряжённой.